Данный метод дает возможность осуществлять стратегию высоких цен (премиального ценообразования или «снятия сливок»), которая применяется, как правило, при следующих условиях:
- имеется весьма высокий и возрастающий текущий спрос со стороны достаточно большого числа покупателей;
- издержки производства позволяют поддерживать эффективный выпуск продукции, а финансовые результаты способствуют наращиванию выпуска нового товара и его предложения на рынке;
- высокая начальная цена не будет привлекать новых конкурентов в производстве товара;
- высокая цена соответствует высокому качеству и не мешает привлечению новых покупателей.
Однако применение данного метода требует и много работы по изучению рынка, спроса, эластичности, фирма должна иметь финансовые возможности и специалистов для дорогостоящих исследований. Метод тесно связан с дифференциацией товара и дифференциацией рынка.
Практически все предприятия, формируя цену на свою продукцию, так или иначе, учитывают в ней фактор спроса, т.к. если цена превышает уровень, на который согласны потребители, товар просто не будет продан. Поэтому данный метод часто применяется вслед за другими методами. Или в случае уникального товара может применяться самостоятельно в первую очередь.
При изучении спроса проводят опросы для выявления:
- представления о цене и «вилке приемлемости цен» для большинства числа покупателей;
- реакции на изменение цен (эластичность) с помощью вопросов о возможности покупки по разным ценам;
- возможности и необходимости дифференцирования цен в соответствии с затратами на покупку, платежеспособными, демографическими, психологическими и другими особенностями покупателей.
Недостаток результатов опросов в том, что информация искажена из-за отсутствия момента покупки как факта.
Могут также проводиться пробные продажи. Цена устанавливается путем перебора разных вариантов цен на основе наблюдения за реакцией потребителей и оптимизации сочетания «выручка-объем продаж». Перед этим необходимо определить приемлемые границы цены.
Аукционные цены на уникальные или престижные товары являются также примером цен, ориентированных на спрос.