Перечисленные методы определения цен на базе издержек обладают рядом преимуществ и недостатков.
Преимущества:
- простота методов;
- информация об издержках известна и точна в отличие от информации о спросе и конкуренции;
- в случае, когда к данным методам обращаются все фирмы отрасли, снижается ценовая конкуренция.
Недостатки:
- не принимается во внимание спрос на продукцию;
- не учитывается уровень цен производителей-конкурентов;
- цены недостаточно приспособлены к изменению рыночных условий;
- данные методы должны применяться в основном для обоснования базисной цены (нижнего предела цены), которая отвечает на вопрос: можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок, чем для определения продажной цены.
Стратегия ценообразования, к которой относятся методы определения цен на основе издержек производства, считается устаревшей. Однако около 70% российских предприятий используют данные методы. Причиной этого являются определенные традиции, а также отсутствие достоверной информации о конъюнктуре рынка данного товара и отсутствие опыта и знаний в области ценовой политики фирмы.
Информация о затратах имеет большое значение для формирования позиций руководства любой фирмы и нередко превращается в главное обоснование уровня цен. Но хотя роль затрат в определении ценовой политики фирмы неоспорима, тем не менее они не должны служить единственным критерием формирования цены.
Логика в том, что цены прямо связаны с определением объемов продаж, а сумма, которую покупатели готовы заплатить за товар, никак не связаны с затратами. Они влияют лишь на решения производителей, какой товар и в каком количестве производить. Теоретически эти две логики обретают согласование только на рынке.
Однако фирма должна управлять своими рыночными результатами. Ошибка ценовиков, устанавливающих цены на основе затратного метода, не в том, что они учитывают затраты, а в том, что они определяют желаемые объемы продаж до того, как станет ясно, какую цену фирма может получить за товар. В результате, когда такая фирма пытается навязать покупателям свои цены и объемы продаж, результат может быть непредсказуем, и ошибочными могут оказаться все финансовые расчеты фирмы.