Если спрос определяет максимальную цену, а издержки – минимальную, то разница между ними – «поле игры». Здесь фирма должна изучить цены конкурентов, сравнить свой товар с конкурентным.
Чем выше степень монополизации рынка, тем больше возможность у отдельных фирм контролировать ценовую ситуацию. Четыре возможных типа рыночных структур (со стороны продавцов и со стороны покупателей) рассматриваются в экономической теории, в каждом случае свои закономерности ценообразования (микроэкономика).
Если в условиях совершенной конкуренции производитель товара не может никаким образом повлиять на рыночную цену, в силу малого объема, который он занимает на рынке (он может лишь сравнить рыночную цену со своими затратами, приравнивая ее к предельным затратам, определить сколько ему выгодно производить продукции в данных условиях), то в условиях монополии производитель сам диктует цену и единственным ограничение при этом является спрос потребителей. Объем выпускаемой продукции, максимизирующий прибыль, монополист определяет из условия равенства предельных затрат и предельной выручки.
В условиях монополистической конкуренции производитель в коротком периоде ведет себя как монополист за счет дифференциации продукции, за счет того, что он продает отличающийся от конкурентов товар и получает в этом случае прибыль. Однако в длительном периоде он этой прибыли получать уже не будет, так как конкуренты освоят аналогичный прибыльный товар, и он окажется в условиях простой совершенной конкуренции. Именно поэтому так агрессивна реклама, поскольку производителю нужно привлечь дополнительного потребителя именно в настоящий период, так как «завтра» что-то аналогичное или даже еще лучше выпустят другие.
В условиях олигополии рынок поделен между несколькими крупными олигополистами, поскольку они слишком крупны, их поведение на рынке очень зависит друг от друга. С точки зрения экономической теории существует несколько моделей олигополии. Однако в современных условиях олигополисты предпочитают не «воевать» друг с другом (имеются ввиду ценовые войны), а договариваться. В этом случае образуется картель, то есть олигополисты договариваются и действуют на рынке так, как если бы они были единой монополией. Чтобы держать монопольную цену, им приходится уменьшать выпуск продукции, определять квоты. Такой сговор по поводу цены является тайным сговором, так как по антимонопольному законодательсту почти всех стран он запрещен.