русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Государственное регулирование цен в других странах.


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 2092; Нарушение авторских прав


 

В качестве примера рассмотрим механизм государственного регулирования цен во Франции, который имеет уже длительную историю и отличается разнообразием экономических и финансовых инструментов. Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. На протяжении сорокалетнего периода (1947-1986 гг.) регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственное регулирование экономики), который частично сохранился до настоящего времени. В настоящее время около 20% цен регулируется государством: цены на все энергоносители, общественный транспорт, телефон, цены на другие товары и услуги, которые производятся монополистами или когда у потребителей нет выбора вариантов (например, при проезде по автодорогам). Кроме того, регулируется до 90% цен на сельскохозяйственную продукцию, тем самым государство оказывает косвенное влияние на цены продукты питания.

Государственное управление ценами учитывает динамику инфляции, степень конкуренции и социальную значимость тех или иных товаров и услуг.

В качестве конкретных мер на практике применяются обязательства по ценам между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий. В них определяются: – динамика или индексы цен на определенный вид продукции (например, на грузовые автомобили и сельскохозяйственные машины индекс цен за пять лет не должен подняться выше 15%); – основания для увеличения цены (например, по новой продукции обязательно увеличение ее потребительских свойств); – предельные уровни цен на конкретные товары и услуги и другие моменты. Договаривающиеся стороны исходят из необходимости рентабельной работы предприятий в условиях конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

При явных нарушениях обязательств финансовая администрация прибегает либо к блокированию цен, либо к наложению штрафа, который взыскивается в судебном порядке. Предприятия редко доводят дело до суда, поскольку огласка негативных сторон их деятельности ведет к потере покупателей.



Значительное внимание государство уделяет ценам на продукты питания, жилье, медицинскую помощь и на другие товары и услуги, имеющие социальное значение.

Например, оказание медицинских услуг не может быть предметом ценовой конкуренции. Их оплата производится по ценам, соответствующим нормативам, принятым при формировании средств на социальное страхование работников.

Кроме непосредственного регулирования цен во Франции применяются и различные методы косвенного воздействия на цены.

Среди них: поощрение конкуренции, стратегическое планирование, контроль за оплатой труда, налогообложение предприятий и фирм.

Государство постоянно уделяет внимание поощрению конкуренции и особой поддержкой пользуются малые предприятия, которые при относительно небольших инвестициях решают такие проблемы как занятость, повышение эффективности производства, ускоренное освоение технических нововведений. Однако малые предприятия работают в условиях повышенного риска и мировая практика показывает, что 90% вновь образованных мелких предприятий “прогорают” в течении первых 5 лет, поэтому государство здесь оказывает помощь в получении краткосрочных и долгосрочных кредитов, предоставлении налоговых льгот, создаются законодательные гарантии по предотвращению банкротств.

Во Франции государство осуществляет системный контроль за сделками крупных предприятий, проводится экспертиза на соответствие их антимонопольному законодательству. При отрицательном заключении государство налагает вето на сделку. Например, итальянскому консорциуму по производству сахара не разрешено было приобрести пакет акций французского предприятия, производящего 40% сахара в стране, т.к. эта сделка привела бы к монополизации рынка.

При стратегическом планировании с учетом ситуации внутри страны, приняты шесть главных направлений развития страны:

- укрепление национальной валюты и обеспечение занятости;

- образование;

- научные исследования;

- социальная защита населения;

- обустройство территории Франции;

- обновление государственных служб.

Эти направления приобрели статус государственных целевых программ и сопровождаются различными финансовыми льготами и инвестициями.

Швеция такжеимеет значительный опыт государственного регулирования.

Правовым обеспечением является Закон о регулировании цен (1956 г.), который определяет условия вмешательства государства в процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы замораживание цен. Последнее возможно по двум причинам: в случае войны и опасности ее возникновения, либо в случае угрозы значительного повышения цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970-1978 гг., как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 80-е гг. замораживание цен использовалось сравнительно редко. Например, в 1989 г. (с марта по май) под предлогом переговоров правительства с профсоюзами, оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам недопущения снижения жизненного уровня населения и сдерживания инфляционных процессов в стране и укрепления курса шведской кроны.

Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию и государственные предприятия. Государственная монополия существует винно-водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю.

Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные виды деятельности (водоснабжение, канализация, сбор мусора, чистка доходов и т.д.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования.

Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды о хозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья) с учетом интересов фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей, устанавливает уровень на продовольственные товары.

Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган - Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и Стокгольме имеются структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых составляет от 2 до 10 человек.

Применение тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от экономической ситуации и динамики цен.

В Австрии государственное регулирование цен осуществляется на основе Закона о ценах, Закона о картелях и Антидемпингового Закона. Государство регулирует около 10% цен: фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение.

Парламент устанавливает цены на табак, соль, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Министерство Финансов – на спиртные напитки. Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг.

США. Правовой основой государственного регулирования цен является Антитрестовский закон. Вместе с тем сохраняются государственные цены в отраслях с естественной монополией. Это – энергетика, система связи. Государством регулируется 5-10% цен.

В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.

Особое место занимает система регулирования фермерских цен с 1933 г. Применяются залоговые цены и залоговые операции Товарно-кредитной корпорации. Залоговые цены выполняют функции минимальных гарантированных цен. Залоговые операции означают предоставление фермерам кредита под залог продукции.

Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства.

Прямое вмешательство государства в ценообразование в Японии минимально. Однако это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует бюро цен при Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г., которое является правительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического законодательства, выявление тенденций спроса, предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики.

Правовую основу государственного регулирования цен составляют Антимонопольный закон, Закон о регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган – Комиссия по справедливым сделкам – следит за соблюдением этих законов.

Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.

Особенным вниманием со стороны государства пользуется сельскохозяйственная продукция, так как затраты фермеров выше, чем во многих развитых странах из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы, кормов и т.п. Около 80% объема продукции сельского хозяйства является объектом поддержания цен со стороны государства.

Применяются следующие методы:

· закупка сельскохозяйственной продукции для поддержания уровня цен (рис – 50% закупки, пшеница – 90%, ячмень – 100%). Цены закупки государства на эти виды сельскохозяйственной продукции выше мировых, а потребителям государство продает по ценам ниже закупочных;

· ограничение на импорт сельскохозяйственных товаров (на 22 вида продукции);

· установление верхней и нижней границы цены по отдельным видам товаров (мясо, шелк-сырец);

· гарантия минимального уровня цен (картофель, свекла, сахарный тростник, соя, молоко, фрукты и т.п.), если рыночные цены на эти продукты падают, то государство выплачивает производителям компенсацию

· льготное кредитование сельского хозяйства.

Контрольные вопросы.

 

1. Что такое государственная политика цен, в каком соотношении она нахо­дится с экономической политикой государства?

2. Какие государственные структуры занимаются вопросами формирования, исполнения и контроля за государственной политикой цен?

3. Какими способами разграничена компетенция органов, регулирующих цены, и номенклатура продукции с регулируемыми ценами?

4. Какие способы прямого административного воздействия применяет государство для поддержания заданных уровней, соотношений, структуры и динамики цен?

5. Перечислите способы косвенного воздействия государства на цены?

6. Чем отличаются методы воздействия со стороны государства на монополии и естественные монополии?

7. В чем сложности и особенности определения монопольно высоких цен?

8. С помощью каких показателей государственные органы могут определять уровень монополизации отрасли?

9. В чем различие открытой и подавленной инфляции?

10. С помощью каких основных показателей оценивается уровень инфляции?

11. Какие негативные социально-экономические последствия наблюдаются в обществе при значительном уровне инфляции?

12. Выделите общие и различные черты в практике регулирования цен в экономически развитых странах с рыночной экономикой.

Проверочные тесты.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Использование цен для предотвращения дифференциации доходов населения. Минимальный прожиточный уровень. Индексация доходов. | Выберите правильный ответ.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.