Экономическая теория говорит о том, что эффективное с точки зрения общества состояние экономики не всегда бывает справедливым для отдельных слоев населения. Достижение Парето-оптимального состояния может произойти при весьма сильной дифференциации в доходах и благосостоянии населения.
В рыночной экономике размер дохода определяется не только трудолюбием, квалификацией и талантом, но и определенной “удачливостью”. Распределение доходов, обусловленное действиями рыночных сил, может не соответствовать представлениям общества о социальной справедливости.
С целью предотвращения социально неприемлемой дифференциации доходов государство может использовать различные финансовые и ценовые инструменты.
1) Налоги.
На товары, приобретаемые в основном обеспеченными людьми, (например, ювелирные изделия, автомобили) государство устанавливает акцизы. Государство использует различные ставки налога на добавленную стоимость, на отдельные продукты питания и детские товары, например, НДС составляет 10%. А целая группа услуг, вообще освобождена от НДС: квартплата, услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), пригородное сообщение, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт (пассажирские перевозки), услуги в сфере народного образования и т.п.
2) Дотации.
На товары, приобретаемые в основном малоимущими людьми (детские товары, лекарства), могут быть установлены государственные дотации.
Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования НИР на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование – важное условие поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что в свою очередь может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.
Субсидирование цен широко используется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства, либо не приносящим определенного уровня дохода.
Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственному производству. В связи с высоким урожаем зерна в 2001 и 2002 гг., возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, государственные интервенции по закупке зерна. Цель такой акции – поддержать сельскохозяйственных товаропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд. руб. В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотация государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно заложено на хранение, застраховано и в любой момент может быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.
3) Регулирование наценок.
Как уже отмечалось выше, государство пытается регулировать наценки на предприятиях общественного питания (школы, студенческие столовые), а также торговые наценки на продукты детского питания, на лекарства.
Однако, несмотря на все усилия, предпринимаемые государством в нашей стране, расслоение доходов населения увеличивается год от года. По данным Госкомстата различие в средних заработках 10% наиболее высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых в январе 1995 г. достигло 27 раз.
Если представить распределение населения по доходным группам в России, то кривая будет представлять из себя “двугорбого верблюда”. Между “сверхбогатыми” (у которых есть свои средние, бедные и богатые) и группой с низкими доходами впадина, нет “верхнего среднего класса”. Один “горб верблюда” связан с доходом по труду, другой - с предпринимательским доходом. Такое распределение доходов вызывает социальную напряженность, а более важно то, что нет среднего класса, на который должны бы опираться экономические реформы и который является основным классом в большинстве развитых западных стран.
Данная кривая распределения населения по доходным группам в любой западной экономически развитой стране будет представлять по внешнему виду скорее «одногорбого верблюда», это говорит о том, что капитал связан с производством. Как только предприниматели пойдут на заводы, они ощутят необходимость в квалифицированных специалистах и рабочих, возникнет верхний средний класс, и экономика государства начнет развиваться. Верхний средний класс – основа, база и движущая сила реформ и движения вперед.
Однако в настоящее время, когда велика еще доля малоимущих в России, местные органы регионов выявляют группы населения, в наибольшей степени нуждающихся в социальной защите и разрабатывают конкретные мероприятия по оказанию им необходимой помощи.
В связи с этим в 1997 г. был принят Закон РФ «О прожиточном минимуме в РФ» № 134 с доп. в 2000 г. (№ 75) и Закон РФ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", кроме этого принято Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ" (Собрание законодательства РФ, 1998, N 8, ст. 959) и Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 232 "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ" (Собрание законодательства РФ, 2000, N 13, ст. 1371).
Расчет прожиточного минимума необходим для следующих целей:
- оценки уровня жизни населения и реализации социальной политики;
- оказания необходимой государственной помощи малоимущим гражданам.
Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических указаний, утвержденных правительством.
Величина прожиточного минимума на душу населения РФ и по основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры и дети) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины, данных ГК по статистике об уровнях цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам. Утверждается правительством.
Таким образом, структура бюджета прожиточного минимума включает в себя помимо расходов на питание, расходы на продовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.
Теоретически возможны три схемы определения прожиточного минимума:
¨ исходя из минимальных рациональных норм питания, потребностей в одежде, обуви, услугах (нормативный метод);
¨ на основе сложившегося уровня потребления у той социальной группы, которая имеет минимальный достаток (статистический);
¨ на основе, как рациональных норм питания, так и сложившегося уровня потребления (комбинированный).
Наиболее обоснованным для применения является нормативный метод, однако ресурсы, которыми располагает в настоящее время наше государство, недостаточны для обеспечения всем гражданам возможности удовлетворять свои потребности на уровне минимального потребительского бюджета, рассчитанного нормативным способом.
В соответствии с Методическими рекомендациями состав потребительской корзины определяется с учетом:
- научных рекомендаций по минимальным объемам потребления;
- фактического объема потребления в малоимущих семьях;
- социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, финансовые возможности государства, состав населения и т.п.
- различия в потреблении в субъектах РФ.
При определении потребности в продовольственных товарах возможно применение двух моделей: белково-витаминная (отвечающая международным стандартам) и углеводистая модель, основанная на потреблении хлебопродуктов, круп и картофеля (сложившаяся в нашей стране).
В методике 1992 г. было указано, что заложен продовольственный набор, соответствующий понятию прожиточного минимума на период кризисного состояния, базирующийся на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывающий традиционно сложившиеся в России особенности потребления.
Набор продуктов питания прожиточного минимума в нашей стране включает продовольственные товары, объединенные в 11 агрегированных групп:
n хлебопродукты;
n картофель;
n овощи;
n фрукты и ягоды;
n мясопродукты;
n молокопродукты;
n рыбопродукты;
n яйца;
n сахар и кондитерские изделия;
n масло растительное, маргарин;
n прочие продукты питания (чай, соль, перец и т.д).
Непродовольственные товары подразделяются на товары индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей), а также общесемейного пользования (постельное белье, посуда, бытовые приборы, лекарства и т.п.)
Услуги: жилье, транспорт (около 600 поездок в год) и платные услуги (15% к общей величине расходов на услуги). Услуги здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания в минимальный бюджет не включаются, так как считается, что предоставляются бесплатно.
Потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических характеристик и условий проживания. На потребности населения оказывают влияние природно-климатические условия (например, потребность организма в питании по калорийности в условиях холодного климата повышается в среднем на 20%), характер расселения, национальные традиции.
Система социальной защищенности населения в качестве одного из важных элементов включает индексацию его денежных доходов.
Индексация доходов – это регулярное, автоматическое повышение номинальных доходов в зависимости от роста цен и тарифов в соответствии с заранее определенной схемой.
Индексация доходов применяется во многих странах на протяжении уже более 35 лет. Например, индексация существует в 11 западноевропейских странах, в США, Канаде, Японии. Однако характерна многовариантность возможного решения вопросов индексации, связанных с ее масштабами, механизмами, конкретными методами и формами.
Индексация может быть ретроспективной или ожидаемой.
В первом случае компенсация проводится в соответствии с ростом цен, который уже произошел, во втором случае она покрывает ожидаемый рост цен. Применение того или иного вида индексации зависит от того, насколько быстро изменяются цены.
В мировой практике получила распространение индексация через фиксированные интервалы времени, например, через 3 или 6 месяцев.
Механизм проведения индексации может быть различным:
n индексация всех видов доходов в одинаковой пропорции;
n индексация только фиксированных доходов;
n индексация доходов населения, живущего ниже прожиточного минимума;
n размер компенсации может зависеть от коэффициента семейной нагрузки (число детей, приходящихся на одного работающего);
n и др. методы.
Следует заметить, что только часть снижения доходов, вызванная ростом цен, компенсируется с помощью индексации. В среднем на 40-50%, самая большая компенсация была в 1971 г. в США на 91%.
Обычно устанавливается порог индекса цен, по достижении которого оговоренные виды доходов (заработная плата, пенсия, стипендия, пособия и т.п.) увеличиваются на определенную величину в виде процентных ставок или абсолютной прибавки. Например, в США порог индекса цен 0,3 пункта, в Дании – 3 пункта, в Бельгии – 2. При повышении цен на установленную порогом величину в США часовая заработная плата увеличивается на 1 цент. Причем, заработная плата в государственном секторе не индексируется, это касается в основном, занятых в частном секторе. Наибольшее число рабочих и служащих, чья заработная плата индексировалась, наблюдалось в 1977 г. и составляло около 6 миллионов (61% охваченных коллективными договорами).Кроме этого индексации в США подвержены: размер выплат по государственным программам социального обеспечения, система градаций подоходного налога с населения. В результате доходы более 60 млн. американцев зависят от динамики ИПЦ.
Отсюда понятно, что особое внимание должно быть уделено точности расчета ИПЦ (изменение величины ИПЦ на 1 процентный пункт влечет за собой изменение в годовой сумме выплат по программам социального обеспечения на 2-2,5 млрд. долл.) Если допущена ошибка в 0,1 процентный пункт, то выплаты за счет индексации составят сумму, равную объему годовых затрат федерального правительства на фундаментальные исследования, ведущиеся в промышленности.
Индексация может приводить к неоднозначным результатам.
В условиях насыщенного рынка индексация денежных доходов и связанный с ней рост платежеспособного спроса способствует активизации экономического развития. При этом прогрессивный характер налогообложения позволяет существенно скорректировать последствия индексации для высокодоходных групп.
Однако мировой опыт свидетельствует о том, что дополнительные денежные выплаты могут подстегнуть инфляцию, поэтому индексация эффективна лишь при одновременном применении различных мер антиинфляционного характера.
Опыт свидетельствует о необходимости тщательного учета конкретных экономических условий индексации в тот или иной период. Масштабы ее применения зависят от сложившихся пропорций в росте уровня цен и доходов как населения в целом, так и его различных групп. Эффективность такого способа регулирования доходов определяется также темпами роста экономики, в первую очередь национального дохода и производства потребительских товаров.