русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Использование цен для предотвращения дифференциации доходов населения. Минимальный прожиточный уровень. Индексация доходов.


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1342; Нарушение авторских прав


 

Экономическая теория говорит о том, что эффективное с точки зрения общества состояние экономики не всегда бывает справедливым для отдельных слоев населения. Достижение Парето-оптималь­ного состояния может произойти при весьма сильной дифференциации в доходах и благосостоянии населения.

В рыночной экономике размер дохода определяется не только трудолюбием, квалификацией и талантом, но и определенной “удачливостью”. Распределение доходов, обусловленное действиями рыночных сил, может не соответствовать представлениям общества о социальной справедливости.

С целью предотвращения социально неприемлемой дифференциации доходов государство может использовать различные финансовые и ценовые инструменты.

1) Налоги.

На товары, приобретаемые в основном обеспеченными людьми, (например, ювелирные изделия, автомобили) государство устанавливает акцизы. Государство использует различные ставки налога на добавленную стоимость, на отдельные продукты питания и детские товары, например, НДС составляет 10%. А целая группа услуг, вообще освобождена от НДС: квартплата, услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), пригородное сообщение, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт (пассажирские перевозки), услуги в сфере народного образования и т.п.

2) Дотации.

На товары, приобретаемые в основном малоимущими людьми (детские товары, лекарства), могут быть установлены государственные дотации.

Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования НИР на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование – важное условие поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что в свою очередь может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.



Субсидирование цен широко используется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства, либо не приносящим определенного уровня дохода.

Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственному производству. В связи с высоким урожаем зерна в 2001 и 2002 гг., возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, государственные интервенции по закупке зерна. Цель такой акции – поддержать сельскохозяйственных товаропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд. руб. В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотация государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно заложено на хранение, застраховано и в любой момент может быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.

3) Регулирование наценок.

Как уже отмечалось выше, государство пытается регулировать наценки на предприятиях общественного питания (школы, студенческие столовые), а также торговые наценки на продукты детского питания, на лекарства.

Однако, несмотря на все усилия, предпринимаемые государством в нашей стране, расслоение доходов населения увеличивается год от года. По данным Госкомстата различие в средних заработках 10% наиболее высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых в январе 1995 г. достигло 27 раз.

Если представить распределение населения по доходным группам в России, то кривая будет представлять из себя “двугорбого верблюда”. Между “сверхбогатыми” (у которых есть свои средние, бедные и богатые) и группой с низкими доходами впадина, нет “верхнего среднего класса”. Один “горб верблюда” связан с доходом по труду, другой - с предпринимательским доходом. Такое распределение доходов вызывает социальную напряженность, а более важно то, что нет среднего класса, на который должны бы опираться экономические реформы и который является основным классом в большинстве развитых западных стран.

Данная кривая распределения населения по доходным группам в любой западной экономически развитой стране будет представлять по внешнему виду скорее «одногорбого верблюда», это говорит о том, что капитал связан с производством. Как только предприниматели пойдут на заводы, они ощутят необходимость в квалифицированных специалистах и рабочих, возникнет верхний средний класс, и экономика государства начнет развиваться. Верхний средний класс – основа, база и движущая сила реформ и движения вперед.

Однако в настоящее время, когда велика еще доля малоимущих в России, местные органы регионов выявляют группы населения, в наибольшей степени нуждающихся в социальной защите и разрабатывают конкретные мероприятия по оказанию им необходимой помощи.

В связи с этим в 1997 г. был принят Закон РФ «О прожиточном минимуме в РФ» № 134 с доп. в 2000 г. (№ 75) и Закон РФ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", кроме этого принято Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ" (Собрание законодательства РФ, 1998, N 8, ст. 959) и Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 232 "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ" (Собрание законодательства РФ, 2000, N 13, ст. 1371).

Расчет прожиточного минимума необходим для следующих целей:

- оценки уровня жизни населения и реализации социальной политики;

- обоснования минимального размера оплаты труда, минимальной пенсии, стипендий и пособий;

- формирования бюджета;

- оказания необходимой государственной помощи малоимущим гражданам.

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических указаний, утвержденных правительством.

Величина прожиточного минимума на душу населения РФ и по основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры и дети) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины, данных ГК по статистике об уровнях цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам. Утверждается правительством.

Таким образом, структура бюджета прожиточного минимума включает в себя помимо расходов на питание, расходы на продовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.

Теоретически возможны три схемы определения прожиточного минимума:

¨ исходя из минимальных рациональных норм питания, потребностей в одежде, обуви, услугах (нормативный метод);

¨ на основе сложившегося уровня потребления у той социальной группы, которая имеет минимальный достаток (статистический);

¨ на основе, как рациональных норм питания, так и сложившегося уровня потребления (комбинированный).

Наиболее обоснованным для применения является нормативный метод, однако ресурсы, которыми располагает в настоящее время наше государство, недостаточны для обеспечения всем гражданам возможности удовлетворять свои потребности на уровне минимального потребительского бюджета, рассчитанного нормативным способом.

В соответствии с Методическими рекомендациями состав потребительской корзины определяется с учетом:

- научных рекомендаций по минимальным объемам потребления;

- фактического объема потребления в малоимущих семьях;

- социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, финансовые возможности государства, состав населения и т.п.

- различия в потреблении в субъектах РФ.

При определении потребности в продовольственных товарах возможно применение двух моделей: белково-витаминная (отвечающая международным стандартам) и углеводистая модель, основанная на потреблении хлебопродуктов, круп и картофеля (сложившаяся в нашей стране).

В методике 1992 г. было указано, что заложен продовольственный набор, соответствующий понятию прожиточного минимума на период кризисного состояния, базирующийся на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывающий традиционно сложившиеся в России особенности потребления.

Набор продуктов питания прожиточного минимума в нашей стране включает продовольственные товары, объединенные в 11 агрегированных групп:

n хлебопродукты;

n картофель;

n овощи;

n фрукты и ягоды;

n мясопродукты;

n молокопродукты;

n рыбопродукты;

n яйца;

n сахар и кондитерские изделия;

n масло растительное, маргарин;

n прочие продукты питания (чай, соль, перец и т.д).

Непродовольственные товары подразделяются на товары индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей), а также общесемейного пользования (постельное белье, посуда, бытовые приборы, лекарства и т.п.)

Услуги: жилье, транспорт (около 600 поездок в год) и платные услуги (15% к общей величине расходов на услуги). Услуги здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания в минимальный бюджет не включаются, так как считается, что предоставляются бесплатно.

Потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических характеристик и условий проживания. На потребности населения оказывают влияние природно-климатические условия (например, потребность организма в питании по калорийности в условиях холодного климата повышается в среднем на 20%), характер расселения, национальные традиции.

Система социальной защищенности населения в качестве одного из важных элементов включает индексацию его денежных доходов.

Индексация доходов – это регулярное, автоматическое повышение номинальных доходов в зависимости от роста цен и тарифов в соответствии с заранее определенной схемой.

Индексация доходов применяется во многих странах на протяжении уже более 35 лет. Например, индексация существует в 11 западноевропейских странах, в США, Канаде, Японии. Однако характерна многовариантность возможного решения вопросов индексации, связанных с ее масштабами, механизмами, конкретными методами и формами.

Индексация может быть ретроспективной или ожидаемой.

В первом случае компенсация проводится в соответствии с ростом цен, который уже произошел, во втором случае она покрывает ожидаемый рост цен. Применение того или иного вида индексации зависит от того, насколько быстро изменяются цены.

В мировой практике получила распространение индексация через фиксированные интервалы времени, например, через 3 или 6 месяцев.

Механизм проведения индексации может быть различным:

n индексация всех видов доходов в одинаковой пропорции;

n индексация только фиксированных доходов;

n индексация доходов населения, живущего ниже прожиточного минимума;

n размер компенсации может зависеть от коэффициента семейной нагрузки (число детей, приходящихся на одного работающего);

n и др. методы.

Следует заметить, что только часть снижения доходов, вызванная ростом цен, компенсируется с помощью индексации. В среднем на 40-50%, самая большая компенсация была в 1971 г. в США на 91%.

Обычно устанавливается порог индекса цен, по достижении которого оговоренные виды доходов (заработная плата, пенсия, стипендия, пособия и т.п.) увеличиваются на определенную величину в виде процентных ставок или абсолютной прибавки. Например, в США порог индекса цен 0,3 пункта, в Дании – 3 пункта, в Бельгии – 2. При повышении цен на установленную порогом величину в США часовая заработная плата увеличивается на 1 цент. Причем, заработная плата в государственном секторе не индексируется, это касается в основном, занятых в частном секторе. Наибольшее число рабочих и служащих, чья заработная плата индексировалась, наблюдалось в 1977 г. и составляло около 6 миллионов (61% охваченных коллективными договорами).Кроме этого индексации в США подвержены: размер выплат по государственным программам социального обеспечения, система градаций подоходного налога с населения. В результате доходы более 60 млн. американцев зависят от динамики ИПЦ.

Отсюда понятно, что особое внимание должно быть уделено точности расчета ИПЦ (изменение величины ИПЦ на 1 процентный пункт влечет за собой изменение в годовой сумме выплат по программам социального обеспечения на 2-2,5 млрд. долл.) Если допущена ошибка в 0,1 процентный пункт, то выплаты за счет индексации составят сумму, равную объему годовых затрат федерального правительства на фундаментальные исследования, ведущиеся в промышленности.

Индексация может приводить к неоднозначным результатам.

В условиях насыщенного рынка индексация денежных доходов и связанный с ней рост платежеспособного спроса способствует активизации экономического развития. При этом прогрессивный характер налогообложения позволяет существенно скорректировать последствия индексации для высокодоходных групп.

Однако мировой опыт свидетельствует о том, что дополнительные денежные выплаты могут подстегнуть инфляцию, поэтому индексация эффективна лишь при одновременном применении различных мер антиинфляционного характера.

Опыт свидетельствует о необходимости тщательного учета конкретных экономических условий индексации в тот или иной период. Масштабы ее применения зависят от сложившихся пропорций в росте уровня цен и доходов как населения в целом, так и его различных групп. Эффективность такого способа регулирования доходов определяется также темпами роста экономики, в первую очередь национального дохода и производства потребительских товаров.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задача 8 | Государственное регулирование цен в других странах.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.011 сек.