При анализе структуры рынка часто используются количественные методы оценки уровня его концентрации. Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации. Первоначально следует определить, что служит показателем размера фирмы, и каковы границы рынка.
В качестве показателя, определяющего размер фирмы, может служить доля продаж фирмы в общем объеме реализации, или доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данной продукции, или доля стоимости активов фирмы в общей стоимости активов всех фирм и т.п.
Существуют и различные критерии выделения рынка. Различия между понятиями “рынок” и “отрасль” основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий и отождествлять эти понятия для целей определения уровня концентрации не следует. Для упрощения в качестве взаимозаменяемых понятий могут рассматриваться иногда лишь рынок и подотрасль на основании производства близких товаров-заменителей.
В качестве границ рынка могут использоваться:
· товарные (продуктовые) границы;
· временные;
· географические границы.
В каждом конкретном случае необходимая широта или узость границ зависит от особенностей товара и целей анализа. Легко можно ошибиться при определении границ рынка как в сторону уменьшения его, так и слишком расширенного толкования. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Однако, кроме особенностей товара, необходимо исходить и из целей исследования.
Например, если производство медикаментов рассматривается с целью улучшения политики медицинского обслуживания населения, то рынок медицинской продукции следует определить достаточно широко, т.е. одновременно рассматривать производство всех видов фармопродукции, медтехники и рынок медицинских услуг. Однако если анализируется слияние двух компаний, производящих медикаменты, в этом случае рынок трактуется в узком смысле, возможно даже с учетом профиля медикаментов.
Рассмотрим конкретные показатели уровня концентрации рынка.
1. Для характеристики концентрации на рынке может служить показатель размера крупнейших фирм, называемый пороговой долей рынка.
По первоначальной редакции российского антимонопольного закона 1991 г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” пороговой долей рынка была доля в 35%. По новой редакции (1995 г.) безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка. Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35% до 65% также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет им.
В некоторых странах пороговая доля рынка устанавливается не только для продавцов, но и для покупателей, по нашему же законодательству только для продавцов.
Данный показатель, как характеристика рыночной структуры, имеет тот недостаток, что применяется к отдельному предприятию и не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Для этой цели служат другие показатели.