русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Государственное регулирование процесса ценообразования


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 986; Нарушение авторских прав


Сегодня в Украине существует определенная система воздействия на процессы ценообразования субъектов хозяйствования. Эта система, с одной стороны, ограничивает предприятия в выборе цены, а с другой - создает более или менее справедливые условия функционирования для всех участников экономических отношений, способствует созданию свободного конкурентной среды, а также ограничивает развитие негативных тенденций, таких как: монополистическое ценообразование; искусственное повышение цен на товары первой необходимости и т.д..

В Украине государственное регулирование цен регламентируется законами «О ценах и ценообразовании», «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» и «О местном самоуправлении в Украине» с соответствующими изменениями и дополнениями. Законы в сфере ценообразования устанавливают основные правила формирования цен в стране, методы их регулирования, порядок контроля за ценами и ответственность за его нарушение, права и обязанности отдельных органов исполнительной власти в сфере ценообразования. Для практического использования указанных законов они дополняются и конкретизируются специальными решениями парламента, указами Президента или постановлениями правительства. К таким актам относятся, например, постановления Кабинета Министров Украины «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)», «Положение о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления , работы и услуги монопольных образований», «Об усовершенствовании порядка формирования цен »и др..

Вмешательство государства в процесс ценообразования осуществляется в следующих трех основных формах: ограничение уровня цены, введение налоговых платежей с целью изъятия доли доходов производителей и потребителей, государственная поддержка цен через дотации. Вмешательство в перечисленных формах осуществляется с помощью различных методов государственного регулирования цен, которые можно объединить в две группы: прямые и непрямые (косвенные).



Прямое регулирование, как правило, преобладает на начальном этапе создания рынка, когда в экономике возникает кризисная ситуация. К прямым методам регулирования цен относятся:

- Установление фиксированных (твердых) цен на важнейшие товары и услуги;

- Применение предельных цен или предельных коэффициентов их повышения;

- Декларирование изменения цен;

- Замораживание (блокировка) цен на определенный период;

- Введение предельных уровней посредническо-сбытовых наценок и торговых надбавок;

- Заключение договоров о ценах между государством и предприятиями.

Косвенные методы государственного регулирования цен преобладают на этапе зрелого рынка, когда регулирующий потенциал рыночного механизма реализуется сполна. С помощью этих методов государство не диктует порядок или способы определения цен, а только поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования. К основным косвенных методов регулирования цен относятся:

- Применение предельных нормативов рентабельности;

- Изменение уровней и дифференциация ставок товарных налогов;

- Льготное налогообложение и кредитование;

- Дифференциация ставок ввозной пошлины.

Государственное регулирование цен направлено на достижение определенных целей экономической политики страны. Среди них можно выделить типичные, каждой из которых присущи соответствующие методы государственного влияния на процессы ценообразования. Первая - предотвратить разрушительные воздействия цен на экономику и сдержать инфляцию. Такая цель, как правило, ставится в условиях перехода страны от командно-административной к рыночной экономике или в период воспроизводства рыночных отношений, разрушенных войной или социально-экономической дестабилизацией. В таких условиях государство прибегает преимущественно к политике прямого регулирования цен путем установления фиксированных цен на основные виды товаров и услуг с одновременным дотированием их производителей.

Важной целью государственного регулирования цен является защита внутреннего рынка от негативного влияния внешней конкуренции. Для этого государство использует политику протекционизма, которая, в частности в сфере ценообразования, предусматривает дотирование национальных производителей или повышение цен на отдельные импортные товары до необходимого уровня с помощью ввозной пошлины.

На современном этапе экономического развития во всех странах основной целью государственного регулирования цен является сдерживание монополизма и обеспечения конкурентной среды на рынке. В Украине государственное регулирование цен на продукцию монопольных образований, выбор методов и установления сроков регулирование осуществляется Министерством экономики, а на региональных рынках - местными органами. Эти учреждения совместно с Антимонопольным комитетом определяют перечень регулируемой продукции монополистов.

Согласно «Положению о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований» регулирования цен монополистов осуществляется путем установления фиксированных или предельных уровней цен, предельных уровней торговых и посредническо-сбытовых надбавок (наценок ), предельных нормативов рентабельности или введением обязательного декларирования изменения цен. Перечисленные методы в основном соответствуют мировой практике, но, имея определенные недостатки, с разной степенью эффективности используются в ценовом регулировании. Так, метод установления фиксированных или предельных цен требует значительной информации, которая может повлиять на точность их расчетов, а применение метода регулирования на основе предельных нормативов рентабельности и предельных уровней торговых и посредническо-сбытовых надбавок часто не может остановить рост цен, а в некоторых случаях даже способствует их повышению.

Указанные недостатки в значительной степени устраняются регулированием цен на основе декларирования. Декларирования изменения цен означает, что предприятие для повышения цены, подлежащей государственному регулированию, должен обратиться в соответствующие органы для получения разрешения на это. Поэтому в некоторых странах цены называются «разрешительными».

С целью осуществления ценовой политики государство создает специальную систему органов ценообразования, в состав которой входят общегосударственные, региональные и ведомственные учреждения. К первой группе относится Министерство экономики Украины, а ко второй - управление по вопросам ценовой политики Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Основные полномочия в сфере ценообразования предоставлено местным органам исполнительной власти, дает им возможность оперативно с учетом местных особенностей проводить в жизнь ценовую политику государства. Их управления по вопросам ценовой политики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)» имеют право устанавливать (регулировать) цены на топливно-энергетические ресурсы (уголь, угольные брикеты, сжиженный газ, торф топливный, газ осветительный), отпускаемые населению для бытовых нужд; тарифы на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения, предельные уровни рентабельности и торговые надбавки на детское питание; тарифы на платные услуги, предоставляемые лечебно-профилактические и санитарно-профилактические государственные и коммунальные учреждения здравоохранения; предельные уровни торговых надбавок на отечественные и импортные лекарственные средства и изделия медицинского назначения; тарифы на перевозку пассажиров и стоимость проездных билетов в городском транспорте (метрополитен, автобус, трамвай, троллейбус), который работает в обычном режиме движения.

Определенную работу в области ценообразования проводят ведомственные органы, к которым относятся министерства и ведомства. Устанавливая цены, они, как правило, согласовывают свои решения с Министерством экономики и некоторыми другими государственными организациями (Национальным банком, Пенсионным фондом, Министерством финансов). Так, Министерство транспорта устанавливает тарифы на перевозку грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, автобусами междугородных и межобластных маршрутов, а также аэронавигационные и аэропортовые сборы за обслуживание воздушных судов. Министерство связи устанавливает тарифы на основные услуги связи как в пределах Украины, так и международные; Национальная комиссия регулирования электроэнергетики - тарифы на электроэнергию, которая отпускается населению для бытовых нужд, предельный уровень оптовых цен предприятий и розничные цены на природный газ.

Осуществление государственной ценовой политики невозможно без эффективного контроля за соблюдением дисциплины цен. Государственную дисциплину цен понимают как соблюдение определенных нормативными актами и документами требований относительно формирования, установления и использования цен в условиях регулируемой экономики. Контроль за соблюдением дисциплины цен осуществляется системой специальных органов, в частности Государственной инспекцией по контролю за ценами Министерства экономики Украины и подчиненными ей государственными инспекциями Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской местных государственных администраций. Главной задачей Госинспекции является осуществление контроля за соблюдением центральными и местными органами власти, предприятиями и организациями требований по формированию, установления и применения цен и тарифов.

В случае выявления фактов неправильного установления цен и тарифов государственные инспекции по контролю за ценами применяют к нарушителям штрафные санкции. Вся сумма выручки, полученная в результате нарушения государственной дисциплины цен, подлежит изъятию в соответствующий бюджет. Кроме того, с нарушителя взыскивается штраф в двукратном размере незаконно полученной суммы выручки.


ТЕМА 6



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система цен | Формирование ценовой стратегии предприятия


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.