В кач-ве вознаграждения пок-лей за опр-ые действия многие фирмы изменяют исходные цены на свои т-ры. Сущ-ет неск-ко видов скидок:
1) Скидки за оплату наличными предоставляются тем пок-лям, к-ые расплач-ся наличными деньгами. Такие скидки помогают улучшить фин-ое положение и состояние ликвидности продавца, сократить расходы с взысканием безнадежных долгов.
2) Скидка за кол-во покупаемого т-ра означает понижение цены для потр-лей, покупающих большие партии т-ра. Эти скидки предлагаются всем пок-лям и не превышают суммы экономии издержек продавца в связи с реал-ей больших партий т-ра. Экономия складывается за счет снижения издержек по продаже, хранению запасов и транспорт-ке т-ра. Эти скидки стимул-ют потр-ля делать закупки у одного продавца.
3) Функц-ые скидки фирмы предоставляют службам товародвижения, выполняющим опр-ые функции по реал-ии т-ра, его хранению. Фирма м. предлагать разл. торговые скидки разным торговым каналам, т.к. они оказывают ей разные по хар-ру услуги. Но она обязана предоставлять единую всем службам, входящим в состав каждого отдельного канала.
4) Сезонные скидки есть снижение цены для пок-лей, осущ-щих внесезонные закупки т-ров или услуг. Они позволяют фирме обеспечивать стабильный уровень произв-ва в течение всего года.
5) Зачёты – особые виды скидок с цены. Напр-р, товарообменный зачёт – понижение цены нового т-ра при сдаче старого или выплаты, или скидки с цены в кач-ве вознаграждения дилеров за участие в рекламе и поддержание сбыта т-ров.
12. Модификация цен для стимул-ия сбыта. Установление цен по геогр-ому пр-пу.
При опр-ых условиях фирмы временно устанавливают на свои т-ры цены ниже рыночных, а иногда даже ниже издержек. Сущ-ют разл. формы таких цен:
1. На некоторые т-ры фирмы м. устанавливать цены как на «убыточных лидеров» - для привлечения пок-лей в надежде на то, что они заодно купят и др. т-ры по обычной цене (цена-приманка).
2. Чтобы привлечь большее число клиентов в опр-ые периоды, продавцы исп-ют цены для таких случаев, как, напр-р, зимние распродажи.
3. Скидка потр-лям, приобретающим т-р у дилеров в опр-ый отрезок времени. Это гибкое ср-во уменьшения тов. запасов в периоды, когда затруднен сбыт без понижения прейскурантных цен.
4. Скидки с цен для привлечения большего кол-ва пок-лей.
Геогр-ий пр-п ценообр-иязакл-ся в установлении фирмой разных цен для потр-лей в разл. частях страны. Транспортировка т-ров отдаленному клиенту обходится фирме дороже, чем клиенту, распол-ому поблизости. Возможны 5 вариантов опр-ия цены по географ-ому пр-пу:
а) устан-ие цены в месте произв-ва т-ра
б) устан-ие единой цены с включ-ем в неё расходов по доставке т-ра
в) устан-ие зональных цен
г) устан-ие цен прим-но к базисному пункту
д) устан-ие цен с оплатой фирмой издержек по доставке.
Последний м-д из вышеперечисл-ых прим-ся тогда, когда фирма заинтересована в сохранении деловых контактов с конкретным пок-лем или с опр-ым географ-им р-ком. Поэтому, чтобы обеспечивать поступление заказов, фирма частично или полностью оплачивает факт-ие расходы по доставке т-ра. Этой ценой пользуются также для проникновения на новые р-ки сбыта и для удержания своего положения на рынках с обостряющейся конкуренцией.