русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Прямое государственное регулирование цен


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 5541; Нарушение авторских прав


Прямое государственное регулирование цен представляет собой ад­министративное вмешательство государственных органов в установле­ние цен и определенных правил ценообразования.

Какие существуют методы прямого государствен­ного регулирования цен?

Прямое государственное регулирование цен может осуществляться следующими методами:

- замораживание, т. е. установление постоянства цен. Заморажива­ние может быть либо всеобщим, что имеет место при высоких темпах инфляции, когда другими методами не удается погасить рост цен, либо распространяться на отдельные товары. В последнем случае заморажива­ние обычно распространяется на товары повседневного спроса;

Например, вместо ежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 1997 г, стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. Экспертами утверждалось, что это внесет стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии

-установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению со­ответствующих органов власти и управления. До принятия решения о фиксации цены на том или ином уровне следует провести анализ рента­бельности данной продукции и установить величину прибыли. Если ока­жется, что введение фиксированных цен не обеспечивает получения тре­буемой прибыли для предприятий или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, могут возникнуть различ­ного рода конфликты. Задача государственных органов в этом случае со­стоит в том, чтобы выявить эти потенциальные конфликты и предотвра­тить их до введения фиксированных цен.

В отличие от замораживания цен решение о фиксации тех или иных цен может приниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения инфляционных процессов;



- установление возможного предела роста цены за определенный период времени (минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличе­ния объемов реализации. В конечном счете это ведет к сокращению объ­емов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефи­цита и ведет к дальнейшему росту цен. Прямое государственное регули­рование пределов роста цен на данный период времени предотвращает такого рода процессы;

В своей деятельности российское правительство в 1996-1998 гг. ввело в практику регулирования предельные минимальные цены. Так, министерство экономики в целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности и с учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции утвердило минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%.

- установление предельного норматива рентабельности. Устанав­ливая предельный норматив рентабельности, государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. Данный вид прямого госу­дарственного регулирования применяется при назначении цен на про­дукцию предприятий-монополистов. Его также используют местные ад­министративные органы при прямом регулировании цен на различные виды сервиса;

- установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Органам исполнительной власти на местах разре­шено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и тор-говых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок может распространяться на всю продукцию, реали­зуемую в пределах соответствующей территории;

- декларирование цен предусматривает представление в государст­венные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен. Та­кая декларация носит заявительный характер. Если решение о деклари­ровании цен принято, то все производители соответствующей продук­ции, не ссылаясь на коммерческую тайну, должны представлять подоб­ные декларации;

- установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязан­ных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары;

- установление рекомендательных цен. По важнейшим видам про­дукции иногда устанавливаются рекомендательные уровни цен. Факти­ческая цена товара может и превышать рекомендательный уровень. Од­нако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекоменда­тельную, как правило, облагают прогрессивным налогом.

Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Государственное регулирование цен осуществляется также при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и посредством субсидирования издержек производства. Так, в США производителям предоставляются субсидии из бюджета в случае па­дения рыночных цен ниже гарантированного минимума. Специаль­ная правительственная организация «Товарно-кредитная корпора­ция» по гарантированным ценам принимает в залог у фермеров сель­хозпродукты. Если в период действия залога (обычно 12 месяцев) цены на рынке поднимутся выше уровня залоговых цен, то фермер может выкупить свой товар и реализовать его на рынке. Если же ры­ночные цены остаются ниже залоговых, товар не выкупается и пере­ходит в собственность корпорации.

Регулирование цен путем субсидирования издержек производства в целях повышения производительности труда в сельском хозяйстве подразумевает предоставление производителям правительственных субсидий на закупку удобрений, сельскохозяйственных машин, при­обретение высококачественных семян, проведение мелиоративных работ и т.д.

Кроме того, государство поддерживает соотношение между цена­ми на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемы­ми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.

Например, США на протяжении последних 10– 15 лет очень стро­го отслеживают розничную цену на сахар внутри страны. И выше 1 долл. (от 92 до 102 центов за 1 кг) ей не дают подняться. С этой целью выделяются государственные субсидии и вводятся другие ограничения.

В Японии имеется особый правительственный орган – Бюро цен Управления экономического планирования, который осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных законов, принимает меры по поддержанию спроса на необходимом уровне, изучает тен­денции спроса и предложения. Государственными органами устанав­ливаются цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, желез­нодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электро­энергию и газ, образование и медицинское обслуживание.

Аналогичным образом регулирование цен осуществляется и в других странах.

В России государственное регулирование цен производится в основном методами установления коэффициентов изменения цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного уровня, ограничения предельного уровня и т.д.

Здесь следует дать одну историческую справку. Еще на ранней стадии развития рыночных отношений в России, т.е. в 60-е годы XVIII столетия генерал-полицмейстером (первым ли­цом) Петербурга устанавливались таксы (розничные цены) на про­дукты питания и осуществлялся контроль за их соблюдением. Роз­ничные цены формировались на основе покупной цены продуктов с прибавлением накладных расходов и определенного размера прибыли. Таблицы (прейскуранты) с ценами, утвержденными генерал-по­лицмейстером, вывешивались в торговых рядах для ознакомления с ними покупателей.

Контроль за правильностью применения цен осуществляла специ­альная торговая полиция. Нарушители облагались большими штра­фами, а их товары подлежали конфискации.

 

1.3 Косвенное государственное регулиро­вание цен

Косвенное регулирование цен - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют расширению товарного расширения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регу­лированию налогов.

Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факто­ров, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-им­портных пошлин и квот.

Какие существуют методы косвенного государст­венного регулирования цен?

К методам косвенного государственного регулирования цен относят:

- проведение государственных закупок;

- установление налогов и налоговых ставок;

- регулирование денежного обращения и кредита;

- регулирование государственных расходов;

- политика государственных инвестиций;

- установление норм амортизации;

- регулирование валютного курса.

Данными мерами государство стремится установить равновесие меж­ду спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Кос­венные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами це­ны, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэконо­мический характер. Технически государственное регулирование цен осу­ществляется введением в действие соответствующего налогового законо­дательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами со­ответствующих договоров (госзаказ, госзакупка).

 

 

Рис. 1. Государственное регулирование цен

 

Какие цены в РФ подлежат прямому государственно­му регулированию на федеральном уровне?

Действующим законодательством РФ осуществляется государствен­ное регулирование цен на продукцию производственно-технического на­значения и цен на товары народного потребления и услуги населению.

В соответствии с постановлением Правительства РФ на федеральном уровне регулируются следующие цены и тарифы:

- природный газ и другие виды газа (за исключением газа, реализуе­мого населению и жилищно-строительным кооперативам);

- электроэнергия и тепловая энергия, тарифы на которые устанавли­ваются Федеральной энергетической комиссией;

- продукция ядерно-топливного назначения;

- операции по перекачке, перевалке, наливу и сливу нефти;

- продукция оборонного значения;

- драгоценные металлы и драгоценные камни;

- протезно-ортопедические изделия;

- перевозка грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодо­рожном транспорте;

- перевозка пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транс­порте (за исключением пригородных перевозок);

- обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

- услуги почтовой и электрической связи, трансляция российских го­сударственных телерадиокомпаний по списку, утвержденному Правите­льством РФ.

Какие цены в РФ подлежат прямому государственному регулированию на региональном уровне?

На региональном уровне регулируются следующие цены и услуги:

- газ для населения и жилищно-строительных кооперативов;

- электроэнергия и теплоэнергия, реализуемая населению;

- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

- перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транс­порта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

- оплата населением жилья и коммунальных услуг;

- услуги систем водоснабжения и канализации;

- торговые надбавки к ценам на лекарства и изделия медицинского назначения;

- услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденно­му Правительством РФ;

- ритуальные услуги.

Что такое естественные монополии?

Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» определяет данное понятие следующим образом. Естественная монополия - это «со­стояние товарного рынка, эффективное в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства ... а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреб­лении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке

на товары, производимые субъектами естественных монополий, в мень­шей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на дру­гие товары».

Согласно Федеральному закону РФ к естественным монополиям от­носят следующие виды экономической деятельности:

- транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубо­проводам;

- Железнодорожные перевозки;

- транспортировка газа по магистральным трубопроводам;

- услуги по передачи электро- и теплоэнергии;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги почтовой связи.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные задачи государственной политики в области ценообразования | Сущность инфляции и роль цен в инфляционных процессах.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.016 сек.