Система налогообложения - важнейший элемент экономики, является основным инструментом перераспределения финансовых ресурсов. За счет налогов государство содержит непроизводственную (бюджетную) сферу, осуществляет финансирование перспективных научно-технических программ. Система налогов оказывает влияние на формирование цен и их динамику. Цены во многом определяют размеры налоговых поступлений. В условиях рыночного хозяйствования требуется система налогов, стимулирующая предпринимательскую деятельность и одновременно поддерживающая бюджетные организации.
Основными налогами, оказывающими существенное влияние на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.
Налог на прибыль платят все предприятия. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений.
Наиболее точно связь между ставкой налога и индексом роста цен отражает квадратичная зависимость, то есть прибыль предприятия возрастет до момента начала роста индекса цен, а при дальнейшем увеличений цен снижается. Чем больше индекс цен, тем интенсивнее снижаете прибыль. Поэтому рост индекса цен сверх допустимого предела является невыгодным с точки зрения получения налога на прибыль.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой ту часть стоимости, которая создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и полностью изымается в государственный бюджет по мере реализации. Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров и услуг; обороты по бартерным сделкам; для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных работ; у предприятий розничной торговли облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму НДС.
Акциз является косвенным налогом, устанавливаемым органами государства по отдельным видам товаров. Акцизами облагается реализация винно-водочных изделий, пива, икры осетровой и лососевых рыб, готовой деликатесной продукции из ценных видов рыб и морепродуктов, легковых автомобилей, шоколада, ювелирных изделий из золота и других драгоценных материалов, других предметов роскоши. Ставки акцизов по вышеуказанным товарам неодинаковы и колеблются от 14 до 190% к отпускной цене. Они являются едиными на всей территории РФ. Государство через акцизы использует перераспределительную функцию цены. Перераспределение национального дохода помогает ему решать социальные вопросы, а также направлять средства на развитие производства.
Налоговый кодекс позволяет налоговикам контролировать цены, которые применяют предприятия. Иногда предприятиям приходится заключать договоры с «неправильными» ценами. Например, купить что-то значительно дороже, чем стоит на самом деле, чтобы завысить себестоимость. Либо продать что-то дешевле, чтобы занизить выручку или просто в знак особого расположения к покупателю. Крупные холдинги при сделках между «своими» компаниями определяют цены так, чтобы прибыл, в конечном счете, осталась в какой-то определенной компании, пользующейся льготами.
Ст.40 НК РФ Для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. К «иному» относятся 4 вида сделок, ценами которых налоговики могут поинтересоваться, проверяя фирму:
– сделки между взаимозависимыми лицами согласно ст. 20 НК РФ две фирмы считаются взаимозависимыми, если одна из них имеет долю в капитале другой в размере более 20 процентов (напрямую или через цепочку других фирм). (Благодаря такому узкому определению большинство тесно связанных между собой фирм по закону взаимозависимыми не считается. Характерный пример - фирмы, у которых одни и те же собственники или общий директор. Однако суд может признать фирмы взаимозависимыми по др основаниям )
– бартерные сделки
– внешнеторговые сделки
– сделки, цена которых более чем на 20 процентов отклоняется «от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени»;
В перечисленных выше четырех случаях налоговики вправе сравнить цену сделки с рыночной. Если окажется, что они отличаются более чем на 20 процентов, налоговый инспектор имеет полное право доначислить налоги исходя из рыночных цен.
Во всех остальных ситуациях предприятия от ценового контроля со стороны налоговиков свободны. (Например, единожды за все время своего существования продав партию компьютеров по 100 рублей за штуку или купив килограмм яблок за 10 тысяч рублей, фирма ничем не рискует (если, конечно, она не продает или покупает их у взаимозависимых лиц, по бартеру или за границей)).
Однако при применении статьи возникает ряд вопросов. От какого «уровня цен» следует отсчитывать 20 процентов? Что такое «идентичные (однородные) товары»? Какой период времени можно считать «непродолжительным»?
Большинство специалистов по обе стороны «баррикад» сходятся во мнении, что под «уровнем цен» следует понимать средневзвешенную цену, по которой предприятие продает или покупает какой-то товар. (Т.е. Вы можете 1 сколько угодно продавать компьютеры по 100 рублей за штуку или покупать яблоки по 10 тысяч рублей за килограмм. Если эти цены будут стабильны, налоговики ничего поделать не смогут. Вне зависимости от того, насколько эти цены отличаются от рыночных.) Судебная же практика показывает, что без анализа рынка такие цены суд не принимает за рыночные.
Согласно НК, идентичными считаются товары, имеющие одинаковые характерные признаки. При этом нужно учитывать их качество, репутацию производителя и т. д. Последняя оговорка не раз ставила крест на попытках налоговиков доказать в суде, что товары, которые продает или покупает фирма, «идентичные» или «однородные».
Нет единства и в вопросе, сколько длится «непродолжительный период времени». Одни предлагают считать таковым длительность производственного цикла, другие -квартал, третьи - проводят аналогию с таможенным законодательством, в котором применяется 90-дневный срок. В случае спора последнее слово останется за судом, который будет рассматривать дело с учетом специфики конкретного товара.
Избежать пересчета налогов можно, изменив порядок реализации. При этом схема «материнская компания продает оптом товар дочерней компании, дочерняя компания перепродает товар в розницу» заменяется схемой « материнская компания поручает дочерним компаниям продать в розницу товар, принадлежащий материнской компании по агентскому договору.