В экономических расчётах и финансовом планировании используются производные от прибыли относительные показатели, позволяющие оценивать результативность вложенных средств. Основным таким показателем эффективности предприятия является рентабельность.
Рентабельность – это относительный показатель прибыльности предприятия, характеризующий отдачу вложенных средств, уровень доходности предприятия.
Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Основными показателями рентабельности предприятия являются: рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность капитала.
1. Показатель рентабельности продаж – представляет собой отношение прибыли от реализации продукции к выручке от её реализации.
Он рассчитывается по следующей формуле:
где Rпр – рентабельность продаж;
Пр – прибыль от реализации продукции;
В – выручка от реализации (без учета налогов).
Этот показатель характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.
2. Рентабельность продукции (издержек) определяется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:
где Rп – рентабельность продукции;
Пр – прибыль от реализации продукции;
С – себестоимость реализованной продукции.
Этот показатель характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным подразделениям и видам продукции.
3. Рентабельность капитала – наиболее общий показатель рентабельности, определяющий, сколько рублей (или других денежных единиц) необходимо затратить организации для получения одного рубля чистой прибыли независимо от источника привлечения этих средств:
где Rа – рентабельность активов;
П – чистая прибыль,
ВА и ОА – среднегодовая стоимость внеоборотных и оборотных активов.
Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования собственного капитала. Она определяется отношением чистой прибыли к стоимости собственного капитала:
где Rск – рентабельность собственного капитала;
П – чистая прибыль;
СК – величина собственного капитала.
Этот показатель характеризует, сколько прибыли получено с каждой единицы вложенных собственниками средств.
Система показателей рентабельности используется в процессе анализа финансово–хозяйственной деятельности, принятии управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.
Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения сумм прибыли, так и путём снижения стоимости производственных фондов. Поскольку рентабельность – показатель относительный, то его рост возможен при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.
Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а, следовательно, росту прибыли.