Предприятия могут выбрать одну из следующих ценовых стратегий:
1. Стратегия высокой цены («снятие сливок») – продажа товара по первоначально высокой цене, а затем постепенное её снижение. Используется, если на рынке появилась «ниша», т.е. возможность временно опередить конкурентов в выпуске нового товара. Она так же может использоваться при продаже престижных товаров и при низкой зависимости спроса от цен.
2. Стратегия низкой цены («прорыв на рынок») – предполагает продажу товара по первоначально низкой цене, а затем повышение цен по мере завоевания рынка. Используется при массовых поставках товара на рынок, высокая зависимость спроса от цены и сокращение издержек производства и обращения.
3. Стратегия средней цены– наиболее типичная, строится на основе получения средней нормы прибыли на вложенный капитал.
4. Стратегия дифференцированной цены – используются различные скидки и надбавки к среднему уровню цен на товары по отдельным рынкам и покупателям.
- льготные цены – устанавливаются для покупателей, в которых особенно заинтересованно предприятие, или устанавливаются в виде временной меры для стимулирования продаж (сезонные скидки);
- дискриминационные цены- устанавливаются для нежелательных, некомпетентных покупателей, или при провидении правительством общей дискриминационной политики по отношению к определённым странам.
5. Стратегия стабильной цены – продажа товара по неизменной цене в течение длительного периода. Используется при массовых продажах однородных товаров и при большом количестве конкурентов. В этом случае даже при изменении издержек или спроса, предприятие не склонно к изменению цены. Оно полагает, что если ему придётся повысить цену, то другие последуют за ним, что приведёт к потере части рынка. Таким образом, предприятие удерживается от изменения цен из-за страха развязать «войну цен».
6. Стратегия нестабильной цены – предполагает тесную зависимость цены товара от колебаний спроса, издержек производства и объёма продаж.
7. Стратегия гибкой (эластичной) цены – ставит цену в зависимости от возможностей покупателя и используется при заключении индивидуальных сделок по партии неоднородных товаров (например, товары инвестиционного назначения).
8. Стратегия ценного лидерства – в этом случае конкуренты договариваются не маневрировать цен, а следовать за теми ценами, которые устанавливает ведущее предприятие по конкретному товару (скрытый сговор).
9. Стратегия конкретных цен – ответная реакция производителей на снижение цен конкурентами. Она проводится двумя методами:
- сохранение прежнего уровня цен с потерей доли рынка;
- снижение цен вслед за конкурентами, но с сохранением доли рынка.
10. Стратегия психологической цены – предполагает установление цен на уровне несколько меньше, чем конкурент высокой цены (не 100, а 99 руб.). Это создаёт впечатление точного определения затрат на производство и уступки покупателей. Учитывается и то, что покупатели любят получать сдачу.