Государственное регулирование рынка и цен - это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.
Роль государства: обеспечение развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.
Государственное регулирование цен направлено на:
• поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации;
• борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;
• проведение социально ориентированной политики цен;
• обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.
На макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и концепции политики цен, а также законодательного и нормативного их обеспечения. Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги монополистов и доминирующих предприятий; установление цен на товары и услуги, имеющие особую соц. значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование цен осуществляется с помощью сочетания прямых и косвенных форм и методов.
Прямые методы: замораживание цен, установление фиксированных цен и тарифов, установление предельных цен или коэффициентов, установление предельного норматива рентабельности, установление фиксированных цен или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок, декларирование цен, установление рекомендательных цен.
Методы косвенного воздействия:регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной зар. платы и разработка системы оплаты труда бюджетников); регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение); разработку системы мер, способствующих расширению товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя); создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка; государственноестимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест; эффективное использование таможенных тарифов и применение льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не производимой в достаточных количествах.