Уровень отпускных, оптовых цен и цен закупок для каждого хозяйственного субъекта в современных условиях зависит не только от затрат и прибыли предприятия, рыночной конъюнктуры, но и от условий поставки товаров и продукции, а именно – характера и порядка возмещения возникающих в процессе товародвижения транспортных расходов.
Порядок возмещения транспортных расходов (включение их в цену или нет, пункт, с которого расходы несет одна из сторон) существенно влияет на величину цены, особенно в случаях, когда товар или продукция перевозятся на большие расстояния. Данный признак дифференциации цен является обязательным условием при заключении контрактов в международной торговле и имеет важное значение для РФ.
По условиям поставки и продажи, в том числе по способу отражения транспортных расходов цены делятся на:
- цена-нетто — цена на месте купли-продажи;
- цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки).
Цены зависят от вида «франко» определяющего, кто несет основные транспортные расходы по доставке груза: покупатель или продавец. Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы.
Цена франко-склад продавца – цена доставки товара оплачивается покупателем (расходы включены в цену);
Цена франко-склад потребителя – цен доставки товара оплачивается продавцом;
Цена франко-станция (пристань) отправителя (расходы + прибыль + погрузка)– цена, рассчитанная с включением расходов по доставке продукции от предприятия-изготовителя до станции (пристани) отправления и погрузки продукции;
Цена франко-станция (пристань) назначения (Расходы + прибыль + погрузка + тариф или провозная плата) – цена, рассчитанная с включением расходов по доставке продукции от предприятия-изготовителя до станции (пристани) отправления, погрузке и провозной плате (тарифе) до станции (пристани) назначения.