Система цен - это совокупность различных цен, используемых всеми отраслями народно-хозяйственного комплекса страны: промышленностью, с/х, строительством, транспортом, связью, торговлей, здравоохранением, культурой, образованием и др.
Все действующие в экономике страны цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов и в некоторой степени мер государственного регулирования цен. Данная система состоит из отдельных блоков и видов взаимодействующих, взаимообусловленных и взаимозависимых цен.
Система цен состоит из: оптовые цены (предприятия; промышленности; трансфертная; биржевая), розничная цена ( продажная, аукционная, удельная, потребления), закупочная цена (фиксированная, свободная, сезонная), цена на строительную продукцию (сметная, прейскурантная, договорная), тарифы на ком-ные и бытовые услуги (тарифы на ком-ые услуги, на сервис, на бытовые услуги; плата за: водопотребление, водоотведение, теплоэнергию, эл.энергию, ремонт лифтов, телефон, антенну, радио, вывоз мусора), тарифы на услуги транспорта (на начально-конечную операцию, трубопроводного транспорта, на движенческую операцию, на перемещение грузов и пассажиров: авиационного, ж/д, морского, городского, речного транспорта), цены внешнеторгового оборота (мировые цены) (экспорта, импорта).
Взаимосвязанность цен объясняется тем, что цены формируются по единым методологическим принципам с учетом законов стоимости, спроса и предложения; все субъекты рынка - производители (предприятия, фирмы), продавцы, поставщики, посредники (снабженческо-сбытовые, заготовительные, оптовые организации), потребители (покупатели) взаимодействуют между собой и образуют единый хозяйственный комплекс; существует взаимосвязь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
В каждой из отраслей экономики цены формируются с учетом как общих подходов определения стоимости затрат, произведенных предприятиями, так и специфических особенностей расчета себестоимости продукции в той или иной отрасли.
В практике товарного производства применяются следующие механизмы формирования цен;
маркетинговый, при котором цены формируются с учетом спроса и предложении.
нормативный, при котором цены формируются в рамках нормативных актов и на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности.
механизм комбинированного (смешанного) типа.
В условиях рыночной экономики принятие эффективных, нацеленных на получение max прибыли, решений в основном определяется жизнеспособной
Система цен характеризуется такими показателями, как уровень, структура, динамика.
Уровень цен– абсолютное количественное выражение цены в деньгах.
Структура цен– это соотношение отдельных элементов (себестоимости, прибыли, налогов, надбавок) в цене, то есть их доля в ее общей величине, взятой за 100 процентов.
Динамика цен представляет собой направления изменения уровней цен (повышение, понижение, темпы изменения).
Цены классифицируются по различным признакам и в зависимости от того, какой принцип классификации взят за основу, подразделяются на виды и разновидности.