Торговая наценка представляет собой цену услуги по реализации товара оптовыми, розничными и другими посредническими и торгово-закупочными организациями.
Торговые наценки (как оптовые, так и розничные) в стоимостном выражении определяются на основе торговых надбавок или скидок в процентах. Их сумма по реализации товаров торгового предприятия формирует его валовой доход. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к отпускной цене товара или цене импортера (который ввез товар на внутренний рынок) без налога на добавленную стоимость.
Торговые скидки определяются в процентах к розничной цене и больше соответствуют рыночным условиям хозяйствования, поскольку характеризуют долю конечной рыночной цены, остающуюся торговой фирме. В отечественной практике торговые скидки применяются, когда государственные органы устанавливают на определенные товары, фиксированные цены, а также когда изготовители (или оптовые продавцы) согласовывают с покупателем конечную розничную цену.
Величину торговой надбавки можно определить исходя из торговой скидки, и наоборот:
,
где ТН – торговая надбавка в %;
СТ – скидка торговая в %.
Торговая наценка состоит из ряда отдельных элементов: издержек обращения торговой организации, прибыли, налогов предусмотренных законодательством, отчислений на пополнение собственных оборотных средств.
Издержки обращения торговых организаций группируются по статьям затрат (издержек) согласно номенклатуре, предусмотренной «Методическими рекомендациями но планированию, учету икалькулированию издержек производства и обращения в предприятиях торговли иобщественного питания Республики Беларусь», утвержденными Министерством торговли Республики Беларусь 13.07.1994 № 12-01-01/156:
1. Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки;
2. Расходы на оплату труда;
3. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
4. Амортизация основных средств;
5. Отчисления и затраты на ремонт основных средств;
6. Расходы на санитарную и специальную одежду, столовое белье, столовую посуду и приборы;
7. Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд (при наличии общепита);
8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку иупаковку товаров;
9. Расходы на торговую рекламу;
10. Проценты за пользованием кредитами и займами;
11. Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации (технологические отходы);
12. Расходы на тару;
13. Отчисления на социальные нужды;
14. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения;
15. Прочие расходы.
Прибыль в торговых предприятиях определяется как разница между выручкой (товарооборотом) за минусом налога на продажу, налога на добавленную стоимость, покупной стоимости товара, налога на поддержку сельхозпроизводителей, целевого сбора, 6% на пополнение оборотных средств и издержек обращения, приходящихся на реализованный товар. Используется прибыль на социальные нужды и развитие материально-технической базы торговли, уплаты налогов за счет прибыли (на недвижимость, на прибыль, местных налогов) и других платежей. При этом показатель рентабельности в торговле определяется как отношение прибыли к товарообороту (выручке); в ценообразовании – как отношение прибыли к цене реализации товара.
Предприятия торговли уплачивают налог на продажу и налог на добавленную стоимость от выручки (товарооборота) и вносят отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции и местные целевые бюджетные фонды от валового дохода. Валовой доход определяется как разница между покупной и продажной ценой товара.
Торговым предприятиям независимо от форм собственности разрешено отчислять на пополнение собственных оборотных средств 6% от валового дохода за минусом налогов, уплачиваемых из выручки и валового дохода.