Услуги транспорта, оказываются при производстве и реализации всех товаров, их стоимость включается в себестоимости продукции (как транспортно-заготовительные расходы и расходы по реализации готовой продукции), в оптовой и розничной торговых наценках. Поэтому изменение транспортных тарифов оказывает существенное влияние на уровень и динамику отпускных и розничных цен.
Особенности формирования рынка транспортных услуг и тарифов связаны с участием различных видов транспорта в перевозочном процессе: железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного. При транспортировке грузов на дальние расстояния, не требующие быстрой доставки, выгоднее использовать железнодорожный или водный транспорт, как наиболее дешевый. Перевозить грузы на короткие расстояния целесообразнее автомобильным транспортом, так как его использование сокращает объем погрузочно-разгрузочных работ и ускоряет доставку грузов.
Транспортные тарифы могут иметь различную форму построения: дифференциальную, пропорциональную, аккордную.
Дифференциальные тарифы устанавливаются таким образом, что тарифные ставки на единицу транспортной работы (услуги) изменяются в той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки, чаще снижаются с увеличением расстояния перевозки (тарифы железнодорожного транспорта).
Пропорциональные тарифы устанавливаются в виде единых ставок за единицу транспортной работы на всех расстояниях перевозки. В этом случае провозная плата за перевозку груза возрастает прямо пропорционально расстоянию перевозки (тарифы автомобильного транспорта).
Аккордные тарифы устанавливаются в виде фиксированных ставок за перевозку грузов или за определенное расстояние перевозки (водный, авиационный транспорт).
Грузовые транспортные тарифы различаются в зависимости от размера партии предъявленного груза: тарифы за повагонные, судовые, автомобильные, контейнерные перевозки, мелкие отправки. Наибольшей степенью свободы и гибкости отличаются тарифы на автомобильные перевозки, так как на этом рынке наряду с государственными, успешно работают и малые предприятия различных форм собственности. На остальных видах транспорта тарифная политика полностью находится под государственным контролем.
В соответствии с общими правилами формирования цен транспортные тарифы состоят из себестоимости перевозок, прибыли и косвенных налогов.