1. измеряют чувствительность объема спроса на изменение цены;
1. точечная эластичность измеряет чувствительность в точке;
дуговая – между двумя точками;
2. существуют участки эластичного и неэластичного спроса;
2. различия в значениях на участках эластичного и неэластичного спроса;
3. одинаковые значения на промежутке С → А (при дуговой эластичности) и на С → А (при точечной эластичности) на кривых спроса D1 , D2 , D3.
3. при расчете дуговой эластичности при повышении и понижении цены значения ЕD/P одинаковы, в точечной эластичность будет отличаться точка одна.
Из полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. На симметрично расположенных точках кривых спроса с любым наклоном значения точечной эластичности спроса по цене одинаковы, если кривая спроса сведена к прямой линии;
2. На симметрично расположенных точках кривых спроса с любым наклоном дуговая эластичность спроса по цене одинакова, если кривая спроса сведена к прямой линии;
3. Отличаться значения эластичности спроса по цене (дуговой и точечной) будут только в произвольно взятых точках;
4. Точечная эластичность является более точной по сравнению с дуговой ЕD/P;
5. Вне зависимости от наклона линии спроса выделяются отрезки эластичного и неэластичного спроса.
Неэластичный отрезок спроса также может быть объяснен математически, так как при снижении цены и росте объема, необходимо делить меньшее число на большее, следовательно, получаемые значения будут меньше единицы.
К факторам, оказывающим влияние на эластичность спроса по цене, можно отнести:
1. наличие товаров субститутов;
2. доля дохода потребителя, которую потребитель может потратить на покупку данного товара;
3. длительность периода времени, в течение которого продавец изменяет цены;
4. значимость или привлекательность товара для потребителя;
5. степень срочности приобретения товара.
В дальнейшем эти факторы будут рассмотрены подробно с учетом их влияния при разработке ценовой стратегии фирмы (предприятия).
Эластичность спроса по доходупоказывает, насколько изменится объем спроса на товар (∆Q) в ответ на изменение дохода потребителей (∆I), то есть отражает чувствительность спроса к изменению платежеспособности населения.
(22)
Исходя из значения эластичности спроса по доходу, товары делятся на:
· неполноценные, если < 0, т.е. при росте дохода спрос на товар снижается ∆Q < 0;
· полноценные, если > 0, т.е. при росте дохода спрос изменяется в зависимости от вида товара, при этом:
0 < < 1 – речь идет о товарах первой необходимости;
= 1 – о товарах второй необходимости;
> 1 – о товарах роскоши.
Перекрестная эластичность спросапоказывает, насколько изменится объем спроса на товар А (∆QА) при изменении цены товар В (∆РВ).
(23)
Если:
> 0 – речь идет о товарах-субститутах;
< 0 – о комплиментарных товарах;
= 0 – о нейтральных товарах (для нейтральных товаров ее нет смысла рассчитывать).
Эластичность предложения отражает меру чувствительности объема предложения к изменениям какой-либо из детерминант предложения.
(24)
Эластичность предложения включает эластичность предложения по цене и перекрестная эластичность предложения.
Эластичность предложения по цене (аналогично эластичности спроса по цене) показывает, насколько изменится объем предложения на товар при изменении цены на этот товар.
Эластичность предложения по цене бывает двух видов, в зависимости от методики расчета: