Инструментарием снижения себестоимости является анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг), направленный на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В системе показателей экономической эффективности производства в отраслях материального производства планируются и анализируются такие показатели, как производство продукции на 1 рубль затрат, а также снижение затрат на 1 рубль товарной продукции.
Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции. Он исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 рубль товарной продукции оказывают четыре фактора, которые находятся с ним в прямойфункциональной связи (факторы первого порядка связи с этим результативным показателем):
изменение структуры выпускаемой продукции;
изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;
изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;
изменение цен на товарную продукцию.
Динамика себестоимости разнородной продукции, работ и услуг лучше характеризуется показателем снижения себестоимости сравнимой продукции. Он представляет собой суммированную по всем видам продукции экономию, отнесенную ко всей себестоимости этой же продукции в базисном году и выраженную в процентах.
Изучение структуры затрат на производство и ее изменения за отчетный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции являются следующим этапом углубленного анализа себестоимости продукции. Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период (за год, реже - за квартал).
Важным разделом управления себестоимостью продукции является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Маркетинговый анализ должен ответить на вопрос: продавать ли небольшое количество изделий, но по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных на массового покупателя по относительно низкой цене? Второй путь требует решения проблемы снижения расходов и себестоимости продукции; для этого необходим анализ поведения расходов.
При анализе взаимосвязи расходов, объема продукции и прибыли вычисляют точку равновесия убытков и прибыли - точку безубыточности (или порог рентабельности). Она характеризует величину выручки от продаж, когда убытков уже нет, но еще нет и прибыли.
Определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий или на отдельные виды производств называется калькулированием. Оно дает возможность исчислить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для определения ожидаемого дохода.
Калькуляцией называют и документ, в котором представлен расчет плановой и фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). В современных условиях особый интерес представляет определение места и роли себестоимости в ценообразовании.
Калькулирование себестоимости - исчисление в денежном выражении затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг. Себестоимость единицы продукции определяется по калькуляционным статьям затрат - группам затрат, выделяемым в калькуляции. Принципиальное отличие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономическим элементам заключается в наличии в первой из них комплексных статей, объединяющих элементы, разнородные (таблицы 2.1-2.2):