Цены на теплоэнергию, отпускаемую источниками АО-энерго и ведомственными котельными, устанавливаются региональными энергокомиссиями; отпускаемую муниципальными теплоисточниками - главами администраций городов и районов на основе инструкций энергокомиссий.
Цены для конечных потребителей установлены по принципу «франко- потребитель», т.е. включают затраты па производство, передачу и распределение теплоэнергии.
В принципе тарифы должны покрывать эксплуатационные и ремонтные расходы энергокомпании на уровне нормативов и обеспечивать прибыль, достаточную для привлечения средств на модернизацию и расширение систем теплоснабжения.
Тарифы различаются:
по районам теплоснабжения (в субъекте федерации может быть несколько таких районов, они обычно формируются вокруг крупных теплоисточников);
• группам потребителей;
видам теплоносителя и параметрам пара: горячая вода, острый и редуцированный пар, отработанный пар разного давления.
Выделяются следующие группы потребителей:
• население (муниципальные и кооперативные жилищные организации);
• бюджетные организации;
коммерческие организации, включая промышленные;
• сельскохозяйственные потребители;
• теплично-парниковые хозяйства.
Наиболее высокие тарифы установлены для промышленных потребителей, самые низкие - для населения. Уровень тарифов для различных трупп потребителей регулируется соответствующими органами с использованием перекрестного субсидирования. При этом промышленность, коммерческие и бюджетные организации различных уровней компенсируют льготные тарифы населения, кооперативов и сельхозпотребителей.
Существуют следующие основные виды тарифов на теплоэнергию:
-абонентский (плата за определенный уровень комфорта);
• одноставочный (оплата только потребленной теплоэнергии);
• многоставочный (кроме платы за теплопотребление включает плату за установленную мощность потребителя, а также при необходимости плату за подключение и обслуживание абонента).
Пока промышленные потребители и ЖЭО оплачивают теплоэнергию по одноставочному тарифу. Население платит ЖЭО за отопление и горячую воду по абонентским тарифам: за отопление - за квадратный метр отапливаемой площади, исходя из норм теплопотребления, за горячую воду - из расчета водопотребления на одного человека.
Опыт зарубежных стран, применяющих системы централизованного теплоснабжения (Дании, Швеции, Финляндии), показывает, что при организации учета и регулирования расхода теплоэнергии потребителями по мере роста цены на топливо одноставочный и абонентский тарифы заменяются на многоставочные (комбинированные). Последние в большей степени учитывают противоречивые интересы производителей и потребителей при централизованном теплоснабжении: потребители стремятся снизить расходы теплоносителя, а производители - сохранить финансовую устойчивость (по крайней мере, возместить постоянные издержки).
Особенностью рынка тепла в России является крайне слабая оснащенность потребителей приборами учета. Количество тепловой энергии, израсходованной потребителями, при отсутствии у них приборов учета определяется с использованием следующих параметров:
® расчетных тепловых нагрузок теплопотребления, указанных в договоре энергоснабжения (они должны соответствовать величинам, содержащимся в проектной документации, согласованной с энергоснабжающей организацией и установленном порядке при строительстве или реконструкции систем теплопотребления);
• количества тепловой энергии, отпущенного теплоисточником н определенного на основании показаний его приборов учета;
• объема тепловой энергии, потребленной абонентами той же тарифной группы, имеющими приборы учета.
При отсутствии приборов учета у потребителя в цену за тепло входят потери энергоресурсов как у производителей, так и у потребителей, включая потерн теплоносителя при авариях.
Указанная система формирования тарифов для населения, бюджетных и коммерческих организаций, при которой отсутствует разделение полезного использования и непроизводительных потерь тепла, не стимулирует энергосбережение ни у производителей, ни у потребителей, что крайне важно при планируемом постепенном переходе населения на 100 % оплату стоимости потребляемых энергоресурсов.
Количество тепловой энергии, расходуемой потребителями, у которых отсутствуют приборы учета, определяется как разность между отпущенной тепловой энергией и определенной по приборам потребителей, имеющих узлы учета. Эта разность за вычетом тепловых потерь в сетях от узла учета теплоисточника до границы балансовой принадлежности систем теплопотребления распределяется между потребителями, не имеющими узлы учета, пропорционально их договорным расчетным тепловым нагрузкам.
Таким образом, совершенствование тарифов на теплоэнергию в России рекомендуется производить по следующим основным направлениям.
• Цены, взимаемые с конечных потребителей, должны быть приближены к уровням, необходимым для покрытия нормативных затрат на функционирование и развитие систем теплоснабжения.
• Любая финансовая поддержка потребителей должна осуществляться адресными методами (например, в виде социальных пособий), а не посредством субсидированных тарифов.
• Региональные энергетические комиссии должны более тщательно изучать статьи расходов, которые теплоснабжающие организации имеют возможность необоснованно перекладывать на потребителей (в том числе расходы, связанные с потерями энергии).
• Следует ввести дифференциацию тарифов на теплознергию но видам нагрузки (отопление, горячее водоснабжение).
• Параллельно с оснащением потребителей теплосчетчиками и приборами регулирования теплопотребления необходимо отказаться от абонентской формы платы, переходя на одноставочные и двухставочные тарифы. Последние особенно перспективны в тех районах теплоснабжения, где в структуре затрат основных теплоисточников топливная составляющая занимает большой удельный вес.