Энергетические тарифы являются прежде всего ценами и потому должны подчиняться законам рыночного ценообразования.
Обычно цена на любую продукцию формируется на рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения. Любой производитель должен получить за свою продукцию такую сумму, чтобы покрыть издержки производства и получить минимальную прибыль для обновления оборудования, развития производства, выживания вусловиях рынка. Тогда цена на продукцию энергопредприятия, цена производства Ц, может быть представлена как сумма себестоимости s и минимальной нормативной прибыли ти (руб. / ед. продукции):
Ц = s + тв.
Нормативная прибыль - это минимальный размер прибыли, при получении которого предприятие может выжить в условиях рынка, обеспечивая свою финансовую устойчивость, поддерживая необходимый уровень конкурентоспособности своей продукции, своевременно обновляя технологию и проводя другие действия для того, чтобы соответствовать современным требованиям рынка.
Выступая на рынке, производители следуют экономическому закону максимальной прибыли, стремятся извлечь максимальную выгоду. Поэтому цена формируется под влиянием соотношения спроса и предложения на соответствующую продукцию.
Цены и тарифы на энергетическую продукцию значительно меньше подвержены рыночной конъюнктуре, так как, во-первых, спрос на энергию практически постоянен, «неэластичен» и, во-вторых, топливная промышленность и энергетика в основном являются естественными монополистами. В этих условиях регулированием цен на энергетическую продукцию занимается государство, устанавливая региональные тарифы на энергию и некоторые виды топлива.
В настоящее время рыночное ценообразование приводит порой к искажению цен на некоторые товары. Так, современные внутренние цены на нефть и нефтепродукты в ряде случаев превышают мировые. С целью стабилизации экономики на основные виды топлива и энергии цены, как правило, устанавливаются и регулируются государством.
Так, цены на большинство марок и сортов угля, которые складываются на рынке как индикатор спроса, ниже цены производства и даже в ряде случаев ниже себестоимости. Поэтому государство вынуждено дотировать угольную отрасль. Решение большинства экономических проблем этой отрасли топливно-энергетического комплекса требует значительных инвестиций в угледобычу, источники которых в настоящее время не ясны: у государства
необходимых средств просто нет, потенциальные российские инвесторы предпочитают вкладывать деньги в более прибыльные предприятия (в основном, в торговлю, в бизнес с оттенком спекуляции или в банковское дело с выдачей ссуд под явно ростовщические проценты), а зарубежные инвесторы пока воздерживаются от капиталовложений в российскую экономику ввиду нестабильности нашей политической и экономической ситуации.
Цены на газ Цг,руб./ЮОО м3 (рубли за нормальный кубический метр, т. е. объем газа должен измеряться при атмосферном давлении), в зависимости от его качества, определяемого фактической теплотой сгорания Qpн,которая колеблется в довольно широких пределах и в зависимости от которой продажная цена Цг,1,руб./ЮОО м3, пересчитывается на нормальную (установленную стандартами) теплоту сгорания Qj," = 8200 ккал/1000 м3 по формуле (руб. / 1000 м3):
Тарифы на электрическую и тепловую энергию также регулируются, для чего созданы государственные, не зависимые от системы Минэнерго региональные и Федеральная энергетические комиссии, рассматривающие и регулирующие уровень тарифов, устанавливаемых энергопредприятиями. Так, если производитель имеет высокую цену производства и соответственно низкую рентабельность, он при необходимом обосновании, подтвержденном экономическими расчетами, имеет право по согласованию с региональной комиссией повысить отпускные тарифы не более чем на 15 %. Если требуется более резкое увеличение тарифа, это возможно только с разрешения Федеральной энергетической комиссии при обоснованности такого повышения очень вескими причинами.