Вмешательство государства в процесс ценообразования. Государство может установить фиксированную цену:
Установление государством цены на уровне ниже цены равновесия (цены устанавливаются в интересах потребителей, тем на кого применен такой уровень цен необходимо применять методы для распределения продукции)
Установление государством цены на уровне выше цены равновесия (цены установляются в интересах производителя, связанных с производством необходимой продукции для страны, социально важной продукции, продукции-экспорта; очень часто такие цены устанавливаются для фермеров). Государство скупает излишки, это могут быть государственные резервы. Излишки могут продаваться в другие страны.
Основные формы воздействия государства на ценообразование.
Фиксация цен:
Замораживание цен. Данный способ используется для диспропорция или кризисных явлений в экономике. Цель – стабилизация положения. Использование метода целесообразно в краткосрочном периоде.
Фиксирование монопольных цен. Государство рассматривает цены предприятий, который занимают доминирующее положение на рынке, которое позволяет им существенно влиять на конкуренцию, на доступ других предприятий на рынок и на уровень цен.
Прейскурантные цены – официальные сборники цен и тарифов, которые утверждаются государством в лице органов ценообразования, министерствами, ведомствами и т.д. (в условиях плановой экономики такими были почти 100% цен). Цены, которые связаны с этими областями зачастую вызывают мультипликативный эффект в экономике.
Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен:
Могут вводиться фиксированные коэффициенты по отношению к действующим ценам, либо устанавливаться предельные надбавки, либо могут регламентироваться основные параметры, которые влияют на формирование цены (это порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли и т.д.)
Регулирование цен на продукции коммунальных услуг и государственных предприятий:
Регулирование системы ценообразования посредством законодательного регламентирования деятельностью участников рынка для ограничения недобросовестной конкуренции:
Запрет на недобросовестную ценовую рекламу, которая несет негативный характер.
Запрет на демпинг с целью устранения конкурентов.
Запреты на вертикальное или горизонтальное фиксирование цен – запрет на соглашение между несколькими производителями о поддержании цен продукции на определенном уровне в том случае, если совокупная доля рынка будет обеспечивать этим производителям доминирующее положение.
Запрет на вертикальное фиксирование цен – это запрет на диктат цен посредникам, оптовикам и розничной торговли со стороны производителей