В соответствии с федеральным законом РФ о защите конкуренции конкуренция определяется следующим образом. Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Виды конкуренции:
Поведенчиская:
Честное соперничество
Состязание
Недобросовестная конкуренция (промышленный шпионаж, коррупция, черный PR)
Антагонистическая борьба
Структурная классификация (рыночные структуры):
Совершенная (Монополия, Олигополия) – олицетворение чистой рыночной экономики (идеальной модели рынке), а это значит равноправные условия для всех хозяйствующих субъектов:
Доступ к информации закрывается данной монополией
Очень высокие барьеры (необходимость осуществления крупных инвестиций)
Чистая монополия тоже является моделью. Понятие монополия шире, чем понятие чистая монополия, как рыночная структура.
Несовершенная:
Наличие очень большого количества маленьких фирм,
Доля каждой фирмы на рынке чрезвычайно мала, и
Ни одна из этих фирм не может повлиять на ситуацию рыночного ценообразования
Данные фирмы предлагают однородную (стандартизированную) продукцию.
Отсутствуют барьеры для вступления в отрасль
У всех фирм равный доступ к информации
Ценовой подход классификации. Конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров, выполнение работ и оказанию услуг по ценам ниже, чем цены конкурентов.
Неценовая конкуренция по иным параметрам, не связанным с ценой.