В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия.
Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик. Чаще в деятельности предприятия используются смешанные стратегии ценообразования.
В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:
- сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;
- получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;
- вытеснение конкурентов;
- обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;
- внедрение на рынке новой продукции;
- завоевание лидерства по показателям качества и др.
Процесс ценообразования на предприятии включает следующие этапы:
1. Постановка цели (задачи) ценообразования;
2. Определение уровня спроса на данный вид продукции;
3. Оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
4. Анализ цен и товаров конкурентов;
5. Выбор метода ценообразования;
6. Расчет исходной цены изделия;
7. Учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;
8. Установление окончательной цены.
На практике в зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методырасчета предполагаемой цены на товар. Все эти методы объединяются в следующие группы:
- методы, основанные на затратном подходе;
- методы, основанные на «целевом ценообразовании»;
- методы, учитывающие полезность продукта;
- методы, учитывающие потребительский спрос;
1. Затратные методыотличаются простотой расчетов. Основной принцип расчетов заключается в прибавлении к издержкам на производство товара определенной суммы прибыли, которую планирует получить фирма. Имеется несколько разновидностей расчета цен, основанных на затратном подходе.
По методу «полных затрат» в калькуляцию издержек производства включаются переменные и постоянные затраты. Размер прибыли может быть как фиксированным, так и переменным. При определении цен по этому методу предполагается, что учет условий и требований рынка не имеет большого значения. Таким образом, фирма уверена в реализации своего товара.
Метод «полных затрат» применяется при заключении государственных контрактов, контрактов на поставку нового или уникального оборудования. Прибыль в этом случае определяется с учетом существующей нормы ссудного процента, а также средней по отрасли нормы прибыли за ряд предшествующих лет.
Метод «усредненных затрат» заключается в том, что при установлении цены в калькуляцию включаются не полные, а средние затраты на производство единицы продукции. Усредненные затраты чаще всего определяются за период экономического цикла. Величина усредненных затрат будет тем меньше, чем больше объем выпускаемой продукции.
При методе «стандартных издержек производства» затраты рассчитываются до начала процесса производства. Калькулирование себестоимости производится на основе установленных нормативов затрат сырья, топлива, материалов, амортизации и т. д. Весь расчет ведется применительно к стандартному, или нормальному, объему загрузки производственных мощностей (обычно 85—90%). Этот метод применяется в основном в высокомонополизированных отраслях промышленности.
При установлении уровня рентабельности в данном случае предприятие может ориентироваться на сложившийся уровень рентабельности по своему действующему производству, на средний уровень рентабельности аналогичных предприятий региона или уровень среднеотраслевой рентабельности.
2.В«целевом ценообразовании» издержки производства также являются исходным элементом расчетов. Но в отличие от затратного метода прибыль устанавливается не в процентном отношении к издержкам производства, а является индивидуальной величиной каждого конкретного товара. Данная методика основывается на анализе безубыточности производства. Это достигается путем сопоставления издержек с ожидаемыми поступлениями при различных уровнях объема продаж.
Применение метода «целевого ценообразования» тесно связано с использованием системы учета прямых переменных затрат. Эту систему называют еще «системой управления себестоимостью». В разных странах данная система учета неполной себестоимости имеет разное название. Так, в США эту систему называют «директ-костинг» (учет по прямым затратам), в Великобритании — «маржинал-костинг» (учет предельных, или маржинальных, затрат), в Германии и Австрии — учет частичных (граничных) затрат или учет суммы покрытия. Наиболее часто в отечественной экономической литературе используется первое название — «директ-костинг».
Сущностью системы «директ-костинг» является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. Наиболее важные аналитические возможности этой системы заключаются в оптимизации прибыли и ассортимента выпускаемой продукции, определении цены на новую продукцию, просчете вариантов изменения производственной мощности предприятия и др. До недавнего времени в отечественной экономике этой системе не уделялось должного внимания.
В рассматриваемом методе «целевого ценообразования» фирма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместить издержки и получить целевую прибыль. Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма расчетной (желаемой) прибыли, то объем продаж определяется по следующей формуле:
ZC + RПЛ
VЦЕЛ = ,
Ц – ZV
где VЦЕЛ – объем продаж, обеспечивающий получение целевой прибыли;
RПЛ – плановая сумма прибыли; ZC – постоянные расходы в целом по предприятию;
ZV – переменные расходы в расчете на единицу изделия; Ц – цена изделия.
3.При использовании методов ценообразования, основанных на учете полезности продукта, исходят из того, что потребитель ориентируется на основные параметры изделий. В качестве таких параметров могут быть или один, основной параметр, который в значительной мере определяет общий уровень цены изделия, или несколько наиболее значимых параметров.
Этот подход называют методом удельных показателей. Используя этот метод, вначале рассчитывается удельная цена продукта (Руд):
Рбаз
Руд =
Пбаз
где Рбаз – цена базового изделия; Пбаз – основной параметр базового изделия в соответствующих единицах измерения.
Затем рассчитывается цена нового изделия (Рн ):
Рн = Руд . Пн
где Пи – основной параметр нового изделия в соответствующих единицах измерения.
Этот метод ценообразования обычно применяется для обоснования уровня цен на продукцию, имеющую несложную конструкцию и характеризующуюся каким-либо одним параметром. Если же продукция более сложна как в конструктивном, так и в эргономическом (и других) плане, то в этом случае необходимо принимать во внимание все иные потребительские свойства изделия.
Установление цен с ориентацией на полезность изделия можно осуществлять также на основе баллового метода. Суть этого метода заключается в том, что каждому параметру изделия присваивается определенное количество баллов, сумма которых дает оценку технико-экономического уровня изделия.
При использовании этого метода вначале рассчитывается цена одного балла по базовому изделию (Р1б):
Рбаз
Р1б =
S (Обi.Ii)
где Рбаз – цена базового изделия-эталона; Обi – балловая оценка i-го параметра базового изделия; Ii – весомость параметра.
Цена нового изделия составит:
Р = S (Онi.Ii) .Р1б
где Онi – балловая оценка i-го параметра нового изделия.
Одним из вариантов расчета цен на новую продукцию, ориентированных на полезность изделия, может быть метод корреляционно-регрессионного анализа, который используется для выявления зависимости изменения цены от изменения одного или нескольких технико-экономических параметров продукции.
На новый товар, обладающий уникальными потребительскими свойствами, устанавливается цена «снятия сливок».
4.Метод определения цен с ориентацией на спрос предполагает использование различных опросных листов, тестов, проведение экспериментов и т.п. Суть метода заключается в том, что предприятие при разработке ценовой политики стремятся установить такую зависимость между ценами и объемом продаж, которая позволяла бы достичь поставленных целей.
К этой группе также можно отнести установление престижных цен. Примерами товаров такого рода ценообразования могут служить драгоценности, норковые шубы, черная икра, и т. д. Они обладают люксовым уровнем качества. В отношении подобных товаров целесообразно устанавливать цены повыше. Это будет служить мощным стимулом для покупателей, рассчитывающих на демонстрационный эффект приобретаемого товара, и послужит основой еще более высокого уровня продаж.
Следовательно, по таким товарам эффективно с самого начала выхода на рынок использовать политику высоких цен и поддержания имиджа сверхвысокого класса.
К данной группе можно отнести и
Наряду с рассмотренными имеются также и другие методы, например, методы установления цен с ориентацией на конкуренцию.
Важную роль играет определение цены с ориентацией на конкуренцию. Когда фирма занимает монопольную позицию на рынке, она способна получать наибольшую прибыль. Но в условиях зрелости рынка появляется много фирм, активно внедряющихся на него и развивающих конкуренцию за счет осуществления стратегии дифференциации и диверсификации.
В этом случае цену на продаваемые товары и услуги определяют посредством анализа и сравнения возможностей товаров данной фирмы в сравнении с фирмами-конкурентами на конкретном рынке, а также через анализ и сравнение сложившихся на рынке цен. Следовательно, метод определения цены с подобной ориентацией заключается в уточнении цены с учетом изменений конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.
Здесь применяется метод определения цены посредством ориентации на рыночные цены; метод формирования цены за счет следования за ценами фирмы-лидера на рынке; метод определения цены на основе цен, принятых на данном рынке; состязательный метод определения цен, цена внедрения на рынок.
Метод формирования цены посредством ориентации на рыночные цены. Здесь характерно, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке устанавливает цены, исходя из ценообразования и уровня цен, сложившихся здесь, не нарушая при этом традиций рынка. Метод следования обычному уровню рыночных цен применяется при определении цены на трудно дифференцируемые товары, например: цемент, сахар и т.д. Устанавливаемая таким образом цена определяется в особой ценовой зоне каждой фирмой самостоятельно.
Еще один метод – формирования цены за счет следования за ценами фирмы-лидера на рынке, когда фирма конкретизирует свои цены, исходя из уровня цен фирмы-лидера, обладающей наибольшей рыночной долей. Цены каждой фирмы ограничены определенными рамками, и не бывают выше соответствующих цен фирмы-лидера.
Кроме того, практикуется ценообразование на основе цен, принятых на данном рынке. Здесь применяются цены, которые сохраняются на стабильном уровне в отношении определенных товаров в течение длительного времени на конкретном рыночном пространстве. В этом случае, независимо от объема рыночной доли, занимаемой данной фирмой на рынке, даже при незначительном повышении цены, происходит резкое сокращение продаж соответствующих товаров, и, наоборот: при небольшом ее снижении возможно резкое увеличение сбыта. В качестве примера использования метода привычных цен можно назвать такие товары, как шоколад, сок в металлических банках, предназначенный для продажи в автоматах, и т.д.
Чтобы отказаться от привычных цен и обеспечить их повышение, улучшают качество товара, его функциональные свойства, упаковку, стиль, дизайн, придают ему большую привлекательность, адаптируя его к рынку прогнозируемых покупателей. Без этого осуществить изменение привычной цены нереально.
Интересен далее состязательный метод определения цен, используемый в частности, на центральных оптовых рынках, товарных рынках, рынках ценных бумаг и т. д. Имеется две его разновидности:
- повышательный метод ведения аукциона, когда прежде называется самая низкая цена, после чего идет ее повышение, а товар достается тому, кто предлагает самую высокую цену,
- понижательный метод ведения аукциона, когда вначале называется наиболее высокая цена и, если покупатель по такой цене не находится, то идет снижение цены. Право на заключение сделки купли — продажи на соответствующий товар получает покупатель, который первым принимает цену продавца и таким образом соглашается на наиболее высокую цену в сравнении с остальными участниками аукциона.
Выбор одного из перечисленных методов определения цены осуществляет руководство фирмы. Он зависит от множества факторов, основными из которых являются:
§ скорость внедрения на рынок нового товара;
§ доля рынка сбыта, контролируемая данной фирмой;
§ характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами, уровень патентной защиты и др.);
§ период окупаемости капитальных вложений;
§ конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей и др.);
§ положение фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и др.).