русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 733; Нарушение авторских прав


В условиях рыночной экономики цена является одним из наибо­лее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия.

Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельно­сти предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупно­стью как положительных, так и отрицательных характеристик. Чаще в деятельности предприя­тия используются смешанные стратегии ценообразования.

В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются сле­дующие ценовые стратегии предприятия:

- сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;

- получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;

- вытеснение конкурентов;

- обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвра­щение банкротства;

- внедрение на рынке новой продукции;

- завоевание лидерства по показателям качества и др.

 

Процесс ценообразования на предприятии включает следующие этапы:

1. Постановка цели (задачи) ценообразования;

2. Определение уровня спроса на данный вид продукции;

3. Оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;

4. Анализ цен и товаров конкурентов;

5. Выбор метода ценообразования;

6. Расчет исходной цены изделия;

7. Учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;

8. Установление окончательной цены.

На практике в зависимости от конкретных условий и целей пред­приятия используются различные методырасчета предполагаемой цены на товар. Все эти методы объединяются в следующие группы:

- методы, основанные на затратном подходе;

- методы, основанные на «целевом ценообразовании»;

- методы, учитывающие полезность продукта;

- методы, учитывающие потребительский спрос;

1. Затратные методыотличаются простотой расчетов. Основ­ной принцип расчетов заключается в прибавлении к издерж­кам на производство товара определенной суммы прибыли, кото­рую планирует получить фирма. Имеется несколько разновидно­стей расчета цен, основанных на затратном подходе.



По методу «полных затрат» в калькуляцию издержек произ­водства включаются переменные и постоянные затраты. Размер прибыли может быть как фиксированным, так и переменным. При определении цен по этому методу предполагается, что учет условий и требований рынка не имеет большого значения. Таким образом, фирма уверена в реализации своего товара.

Метод «полных затрат» применяется при заключении государ­ственных контрактов, контрактов на поставку нового или уникально­го оборудования. Прибыль в этом случае определяется с учетом существующей нормы ссудного процента, а также средней по от­расли нормы прибыли за ряд предшествующих лет.

Метод «усредненных затрат» заключается в том, что при уста­новлении цены в калькуляцию включаются не полные, а средние затраты на производство единицы продукции. Усредненные затра­ты чаще всего определяются за период экономического цикла. Ве­личина усредненных затрат будет тем меньше, чем больше объем выпускаемой продукции.

При методе «стандартных издержек производства» затраты рассчитываются до начала процесса производства. Калькулирова­ние себестоимости производится на основе установленных норма­тивов затрат сырья, топлива, материалов, амортизации и т. д. Весь расчет ведется применительно к стандартному, или нормальному, объему загрузки производственных мощностей (обычно 85—90%). Этот метод применяется в основном в высокомонополизированных отраслях промышленности.

При установлении уровня рентабельности в данном случае предприятие может ориентироваться на сложившийся уровень рен­табельности по своему действующему производству, на средний уровень рентабельности аналогичных предприятий региона или уровень среднеотраслевой рентабельности.

2.В«целевом ценообразовании» издержки производства также являются исходным элементом расчетов. Но в отличие от затратно­го метода прибыль устанавливается не в процентном отношении к издержкам производства, а является индивидуальной величиной каждого конкретного товара. Данная методика основывается на анализе безубыточности производства. Это достигается путем со­поставления издержек с ожидаемыми поступлениями при различ­ных уровнях объема продаж.

Применение метода «целевого ценообразования» тесно связано с использованием системы учета прямых переменных затрат. Эту систему называют еще «системой управления себестоимостью». В разных странах данная система учета неполной себестоимости имеет разное название. Так, в США эту систему называют «директ-костинг» (учет по прямым затратам), в Великобритании — «маржинал-костинг» (учет предельных, или маржинальных, затрат), в Гер­мании и Австрии — учет частичных (граничных) затрат или учет суммы покрытия. Наиболее часто в отечественной экономической литературе используется первое название — «директ-костинг».

Сущностью системы «директ-костинг» является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. Наиболее важные аналитиче­ские возможности этой системы заключаются в оптимизации при­были и ассортимента выпускаемой продукции, определении цены на новую продукцию, просчете вариантов изменения производствен­ной мощности предприятия и др. До недавнего времени в отечествен­ной экономике этой системе не уделялось должного внимания.

В рассматриваемом методе «целевого ценообразования» фирма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объ­емы продаж, позволяющие возместить издержки и получить целе­вую прибыль. Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма расчетной (желаемой) прибыли, то объем продаж определяется по следующей формуле:

ZC + RПЛ

VЦЕЛ = ,

Ц – ZV

 

где VЦЕЛ – объем продаж, обеспечивающий получение целевой прибыли;

RПЛ – плановая сумма прибыли; ZC – постоянные расходы в целом по предприятию;

ZV – переменные расходы в расчете на единицу изделия; Ц – цена изделия.

3.При использовании методов ценообразования, основанных на учете полезности продукта, исходят из того, что потребитель ори­ентируется на основные параметры изделий. В качестве таких пара­метров могут быть или один, основной параметр, который в значительной мере определяет общий уровень цены изделия, или не­сколько наиболее значимых параметров.

Этот подход называют методом удельных показателей. Исполь­зуя этот метод, вначале рассчитывается удельная цена продукта (Руд):

Рбаз

Руд =

Пбаз

где Рбаз – цена базового изделия; Пбаз – основной параметр базового изделия в соответствующих единицах измерения.

Затем рассчитывается цена нового изделия (Рн ):

Рн = Руд . Пн

где Пи – основной параметр нового изделия в соответствующих единицах из­мерения.

Этот метод ценообразования обычно применяется для обосно­вания уровня цен на продукцию, имеющую несложную конструк­цию и характеризующуюся каким-либо одним параметром. Если же продукция более сложна как в конструктивном, так и в эргономи­ческом (и других) плане, то в этом случае необходимо принимать во внимание все иные потребительские свойства изделия.

Установление цен с ориентацией на полезность изделия можно осуществлять также на основе баллового метода. Суть этого метода заключается в том, что каждому параметру изделия присваивается определенное количество баллов, сумма которых дает оценку технико-экономического уровня изделия.

При использовании этого метода вначале рассчитывается цена одного балла по базовому изделию (Р):

Рбаз

Р =

S (Обi. Ii)

 

где Рбаз – цена базового изделия-эталона; Обi – балловая оценка i-го параметра базового изделия; Ii – весомость параметра.

 

Цена нового изделия составит:

Р = S (Онi. Ii) . Р


 

где Онi – балловая оценка i-го параметра нового изделия.

Одним из вариантов расчета цен на новую продукцию, ориентированных на полезность изделия, может быть метод корреляционно-регрессионного анализа, который используется для выявления зависимости изменения цены от изменения одного или нескольких технико-экономических параметров продукции.

На новый товар, обладающий уникальными потребительскими свойствами, устанавливается цена «снятия сливок».

4.Метод определения цен с ориентацией на спрос предполагает использование различных опросных листов, тестов, проведение экспериментов и т.п. Суть метода заключается в том, что предприятие при разработке ценовой политики стремятся установить такую зависимость между ценами и объемом продаж, которая позволяла бы достичь поставленных целей.

К этой группе также можно отнести установление престижных цен. Примерами товаров такого рода ценообразования могут служить драгоцен­ности, норковые шубы, черная икра, и т. д. Они обладают люксовым уровнем качества. В отношении подобных товаров целесообразно устанав­ливать цены повыше. Это будет служить мощным стимулом для покупателей, рассчитывающих на демонстрационный эффект приобретаемого товара, и послужит основой еще более высоко­го уровня продаж.

Следовательно, по таким товарам эффектив­но с самого начала выхода на рынок использовать политику высоких цен и поддержания имиджа сверхвысокого класса.

К данной группе можно отнести и

Наряду с рассмотренными имеются также и другие методы, например, методы установления цен с ориентацией на конкуренцию.

Важную роль играет определение цены с ориентацией на конкуренцию. Когда фирма занимает монопольную позицию на рынке, она способна получать наибольшую прибыль. Но в ус­ловиях зрелости рынка появляется много фирм, активно вне­дряющихся на него и развивающих конкуренцию за счет осу­ществления стратегии дифференциации и диверсификации.

В этом случае цену на продаваемые товары и услуги определяют посредством анализа и сравнения возмож­ностей товаров данной фирмы в сравнении с фирмами-конку­рентами на конкретном рынке, а также через анализ и сравне­ние сложившихся на рынке цен. Следовательно, метод опреде­ления цены с подобной ориентацией заключается в уточнении цены с учетом изменений конкурентной ситуации и конкурент­ного положения данной фирмы на рынке.

Здесь применяется метод определения цены посредством ориентации на рыноч­ные цены; метод формирования цены за счет следования за ценами фирмы-лидера на рынке; метод определения цены на основе цен, принятых на данном рынке; состязательный метод определения цен, цена внедрения на рынок.

Метод формирования цены посредством ори­ентации на рыночные цены. Здесь характерно, что каждый про­давец, продающий данный товар на рынке устанавливает цены, исходя из ценообразования и уровня цен, сложившихся здесь, не нарушая при этом традиций рынка. Метод следования обыч­ному уровню рыночных цен применяется при определении це­ны на трудно дифференцируемые товары, например: цемент, са­хар и т.д. Устанавливаемая таким образом цена определяется в особой ценовой зоне каждой фирмой самостоятельно.

Еще один метод – формирования цены за счет следования за ценами фирмы-лидера на рынке, когда фирма конкретизирует свои цены, исходя из уровня цен фирмы-лидера, обладающей наибольшей рыночной долей. Цены каждой фир­мы ограничены определенными рамками, и не бывают выше соответствующих цен фирмы-лидера.

Кроме того, практикуется ценообразование на основе цен, при­нятых на данном рынке. Здесь применяются цены, которые со­храняются на стабильном уровне в отношении определенных товаров в течение длительного времени на конкретном рыноч­ном пространстве. В этом случае, независимо от объема ры­ночной доли, занимаемой данной фирмой на рынке, даже при незначительном повышении цены, происходит резкое сокра­щение продаж соответствующих товаров, и, наоборот: при не­большом ее снижении возможно резкое увеличение сбыта. В качестве примера использования метода привычных цен можно назвать такие товары, как шоколад, сок в металлических бан­ках, предназначенный для продажи в автоматах, и т.д.

Чтобы отказаться от привычных цен и обеспечить их повышение, улуч­шают качество товара, его функциональные свойства, упаков­ку, стиль, дизайн, придают ему большую привлекательность, адаптируя его к рынку прогнозируемых покупателей. Без этого осуществить изменение привычной цены нереально.

Интересен далее состязательный метод определения цен, ис­пользуемый в частности, на центральных оптовых рынках, то­варных рынках, рынках ценных бумаг и т. д. Имеется две его разновидности:

- повышательный метод ведения аукциона, когда прежде называется самая низкая цена, после чего идет ее повышение, а товар достается тому, кто предлагает самую высокую цену,

- понижательный метод ведения аукциона, когда вначале называется наиболее высокая цена и, если покупатель по такой цене не находится, то идет снижение цены. Право на заключе­ние сделки купли — продажи на соответствующий товар полу­чает покупатель, который первым принимает цену продавца и таким образом соглашается на наиболее высокую цену в срав­нении с остальными участниками аукциона.

Выбор одного из перечисленных методов определения цены осуществляет руководство фирмы. Он зависит от множества факторов, основными из ко­торых являются:

§ скорость внедрения на рынок нового товара;

§ доля рынка сбыта, контролируемая данной фирмой;

§ характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами, уровень патентной защиты и др.);

§ период окупаемости капитальных вложений;

§ конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей и др.);

§ положение фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и др.).



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВИДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ЦЕН | УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНАМИ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.