- Издержки организации. Себестоимость продукции.
- Цена и ценообразование.
Себестоимость– один из важнейших экономических показателей деятельности организации, выражающий в денежной форме все затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг.
Себестоимость является не только важной экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении ЛПУ.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
- Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции (услуг);
- База для формирования цены и определение прибыли и рентабельности;
- Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующей организации;
- Экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции (услуги) резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
- В увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
- В появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
- В улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
- в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
- в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.