Горина Г.А.,кандидатэкономических наук, профессор кафедры финансов и кредита ЛГУ имени А.С. Пушкина (Московский филиал)
Структура учебно-методического комплекса (УМК)
Цели и задачи дисциплины……………………………………………………4
Требования к уровню освоения дисциплины………………………………..5
2.1.Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Ценообразование»…………………………………………………………….5
Объем дисциплины…………………………………………………………….7
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………7
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………….9
Содержание курса……………………………………………………………..10
Темы семинарских и практических занятий…...............................................16
Задания для самостоятельной работы………………………………………..38
Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению……………………………………………………………………38
Вопросы для подготовки к экзамену ………..……………………………….60
Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………62
9.1. Литература………………………………………………………………….62
9.2. Методическое обеспечение дисциплины………………………………...63
9.2.1. Вопросы для самопроверки……………………………………………..63
9.2.2. Тестовые задания и задачи для самопроверки........................................68
9.3. Материально- техническое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………………….102 1.Цели и задачи дисциплины.
Внедрение в экономику рыночных отношений меняет значение цены в экономических процессах.
Формирование рыночных отношений в отечественной экономике предъявляет новые требования к ценообразованию. Поэтому успешнее использование рыночных методов ценообразования требует изучения его теоретических основ, лучшей зарубежной практики и особенностей развития экономики России в современных условиях.
Цель курса заключается в изучении экономически обоснованной методики установления цен, ценовой политики, с целью принятия компетентных решений в области ценообразования на микроуровне, с учетом конкретных ситуаций на товарных рынках, последовательной их реализации для эффективного функционирования предприятий в условиях рыночных отношений.
Изучение курса «Ценообразование» направлено на рассмотрение:
- роли цены в современном хозяйственном механизме;
- основ и методологии рыночного ценообразования;
- методологических особенностей ценообразования в России;
- формирование свободных цен, в том числе особенностей ценообразования на импортные товары;
- сущности и методов регулирования цен;
- особенностей формирования цен в отдельных отраслях народного хозяйства;
- ценообразования на рынке транспортных услуг;
- ценообразования на мировом товарном рынке.
Место курса в профессиональной подготовке студента выпускника.
Разработка ценовой политики предусматривает не только установление уровня цен, но и формирование стратегической ценовой позиции фирм на рынке как по отдельному товару на всем продолжении его жизненного цикла, так и в комплексе и по всей товарной номенклатуре.
Стратегические ценовые установки позволяют определить рыночную долю в прогнозируемом периоде, объем прибыли, обеспечивают определенный резерв финансовых ресурсов.
Ценовая политика предприятия определяет его лицо в той же мере, что и качество товаров, платежеспособность, надежность выполнения обязательств.
Курс восполняет существующий пробел в других курсах (маркетинг, экономика предприятия, финансы, финансы организаций, менеджмент и т.д.), которые читаются в настоящее время практически во всех высших учебных заведениях страны.
Курс «Ценообразование» дает возможность будущим финансистам, бухгалтерам, экономистам в области мировой экономики и т.д. более полно овладеть вопросами экономики, финансов организаций, маркетинга и т.д., сила которых в системности и целостности проработанности всех их составляющих элементов. Теоретические знания и практические навыки в области ценообразования способствуют повышению уровня компетенции будущих специалистов в принятии грамотных решений с учетом специфики товарных рынков.