В основе данной формы ценообразования лежат собственные затраты производителя на изготовление товаров. Этот способ наиболее прост для расчета.
Отрицательная сторона: не принимаются во внимание ценностные представления покупателя о предлагаемом товаре, т.е. покупатель может оценивать товар выше цены, назначенной предпринимателем – в этом случае предприниматель упускает собственную выгоду, не подозревая об этом.
Если же цена, по мнению покупателя, оказывается завышенной – товар не будет востребован на рынке.
Существует два уровня формирования цены:
- на уровне предприятия
- розничная цена
Цены предприятия различаются в зависимости от следующих признаков:
1)по полноте учета затрат и прибылей выделяют оптовую цену предприятия и торговую наценку.
Оптовая цена - это цена, по которой реализуется и закупается товар в оптовом обороте.
Цопт=с/с+П+Н
с/с – себестоимость
П – прибыл, Н - налоги
Для предприятий торговли в качестве их оптовой цены выступает торговая наценка.
Тнаценка= Издержки обращения в торговых организациях +П+Н
2)розничная цена: цена, по которой товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.
Црозн =Цопт + Тнаценка
По степени государственного регулирования цены могут быть:
1)фиксированные - цену устанавливает государство. (например, оборонная промышленность)
2)регулируемые - регулируются по уровню рентабельности (например, регулируют цены предприятия – монополисты).
3)свободные – устанавливаются рынком.
Цены могут различаться по полноте разработки изделия:
1)лимитные – цены на изделия, устанавливаемые на стадии проектирования.
2)производственные – полная цена после изготовления продукции
По территориальным характеристикам:
Цены могут быть поясные и зональные. Такие цены обычно вводятся в отраслях, где затраты на производство продукции зависят от природных условий.