русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Фреймовое представление знаний в лингвистике


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1394; Нарушение авторских прав


Автор- Майорова Алёна Викторовна

2 курс факультет Педагогики и Психологии

Научный руководитель: Кузнецова Валентина Викторовна

Kuznetsova Valentina Viktorovna

Адрес для переписки: majorova_alena@mail.ru

 

Научно-технический прогресс связан с увеличением объема получаемой и перерабатываемой информации. Постоянно растёт и объем учебной информации, который необходимо усвоить в рамках школьной программы. Это обусловливает необходимость поиска методов и технологий, обеспечивающих усвоение возрастающих объёмов информации в те же сроки обучения.

Использование традиционных методов оказалось малоэффективно: учащиеся спустя неделю не помнят содержания параграфа и объяснения учителя. Так как элементы знаний в современных учебниках слабо дифференцированы, тексты перегружены второстепенными признаками, зачастую отвлекающими от основной информации, учебный материал с трудом откладывался в памяти учащихся.[1] Все это потребует от учителя дополнительной обработки учебного материала с целью его научного свертывания и компактного представления содержащейся в нем информации, которая удовлетворяла бы современным педагогическим требованиям: повышение интенсивности процесса обучения, раскрытие резервных возможностей обучающихся, здоровье сберегающий характер. Свернуть и компактно представить учебный материал можно путем использования фреймового способа. Под фреймом в дидактике понимается периодически повторяющийся способ организации учебного материала (фрейм как концепт) и учебного времени (фрейм как сценарий) при изучении информации, подвергающейся сгущению, создав универсальную каркасную структуру. [5, 182] В данной статье мы постараемся показать, что фреймовый способ предоставления знаний в педагогике – объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс, так как с ускорением научно-технического прогресса увеличивается темп роста информации и накопления знаний, а также показать, что современная технология интенсивного обучения основана на раскрытии резервных психологических возможностях мозга, на способах активизации долговременной памяти и непроизвольного запоминания, что обеспечивает качественное обучение в короткие сроки.



Для исследования актуальности и восприятия материала фреймовским способом мы возьмём представление знаний в лингвистике. Процесс понимания всегда сопровождается свёртыванием и поступает на хранение в память в свёрнутом виде – в виде таблиц, схем, графов, фреймов. В этом состоит основной смысл фреймовой организации знаний. Методика фреймовой организации знаний сводится к выбору способов фреймирования, составлению алгоритмов действий, конструированию фреймовых опор. Фрейм — логико-смысловая схема, структура которой может стать основой логико-смыслового фрейма изучения лингвистики и её разновидностей.(рис.1)

В данной схеме свёрнуто и компактно представлен учебный материал, путём использования фреймовского способа. Плюсы данной схемы в её локаничности, наглядности, активизации долговременной памяти и непроизвольного запоминания и выделения главной и необходимой информации, которой будет достаточно овладеть для изучения лингвистики.

 

 

ЯЗЫК РЕЧЬ
ИДЕАЛЕН -ЧУВСТВЕННО НЕ ВОСПРИНИМАЕМ МАТЕРИАЛЬНА -ЧУВСТВЕННО ВОСПРИНИМАЕМА
АБСТРАКТЕН- ОБОЗНАЧАЕТ ОТВЛЕЧЁННЫЕ СУЩНОСТИ, ПОНЯТИЯ, ПОЛЯ КОНКРЕТНА -УПОТРЕБЛЯЕТСЯ СИТУАТИВНО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕДИНИЦ ВСЕГДА КОНКРЕТИЗУЕТ,УТОЧНЯЕТ,ОПРЕДЕЛЯЕТ ИХ.
ПОТЕНЦИАЛЕН -ТОЛЬКО ПРЕДЛАГАЕТ ВАРИАНТЫ,НО НЕ РАЛИЗУЕТ ИХ РЕАЛЬНА -РЕАЛИЗУЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКА
КОНСЕРВАТИВЕН -ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВ, ИЗМЕРЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЬ ДИНАМИЧНА -ИЗМЕНЧИВА В ГОРАЗДО БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ ЯЗЫК
СОЦИАЛЕН -ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ СОЦИУМА И ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В НЁМ ИНДИВИДУАЛЬНА -ПРИНАДЛЕЖИТ КОНКРЕТНОМУ ИНДИВИДУУМУ-НОСИТЕЛЮ ЯЗЫКА

 

 

рис.1. Отличительные свойства языка и речи.

Фреймы — многомерные матрицы конструируются чаще всего в виде таблиц, основанных на сравнении или обобщении структурных элементов знания;

— для акцентирования внимания в процессе освоения учебного материала на основных структурных элементах информации содержание обучения может быть представлено в виде опорно-узловых схем. Например, в центре схемы может располагаться обобщенный концепт, соответствующий теме или разделу дисциплины, от которого радиально расходятся лучи, установленные в соответствии с определенными структурными элементами знаний (научные факты, понятия, законы и теории). На каждом луче с помощью узлов можно выделить компоненты данного элемента знания.(рис.2)

 

 

 
 

 


Рис.2 Язык как явление.

Фрейм — сценарий. Во фреймах, принадлежащих данной модели, внимание фокусируется на стереотипной, повторяющейся процедуре, последовательности ситуаций или операций. Можно выделить следующие основные варианты структурирования содержания образования с использованием фреймов сценарного вида:

— для установления процедуры выполнения задачи (действия) применяются фреймы-скрипты, содержащие описание алгоритмических предписаний с помощью определенного языка передачи информации. (рис.3)

ЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О ЯЗЫКЕ

СТРУКТУРА

 

ЛИНГВИСТИКА ( языкознание) наука о языке вообще и о конкретных языках как его разновидностях  

 

 

 
 


ПРИКЛАДНАЯ занимается разработкой и приложением лингвистических данных к конкретным потребностям общества с учетом современных практических задач: машинный перевод, автоматический поиск информации, синтез речи и ее автоматическое распознавание, лингводидактика и т.д.  

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ —изучает конкретный язык (или языки) с целью его использования как средства общения  
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ — изучает теорию языка: сущность языка как системы, языковые единицы и отношения между ними, правила комбинаторики, природу грам. категорий и т.д.  

 

ОБЩАЯ — изучает язык вообще, его природу, происхождение, развитие, функционирование, структуру, классификации языков и т.д.; включает разновидности: лингвистика универсалий, типологическая лингвистика, лингвосемиотшса, ареальная лингвистика и пр.

 

ЧАСТНАЯ — изучает один или группу родственных языков (напр.: белорусистика, полонистика, романистика, тюркология, балканистика, кавказоведение и т.д.)  

 

 

рис.3. Лингвистика- как наука о языке.

 

— для установления закономерностей событий или процессов можно применить фреймы-описания. Характерными чертами их являются высокая свернутость текста и последовательность фиксации изменения ситуации (или причинно-следственной связи установленных существенных элементов текста). Фреймы-описания могут быть представлены в знаково-символическом или графическом виде с  помощью цифро-числовых, алгоритмических, символьных логограмм и т. д.

Применение различных способов кодирования информации позволяет не только достичь еще большей компрессии свернутого словесного текста, но и повысить эффективность восприятия смысла информации.

Какую роль играют фреймы в жизни человека? По мнению М. Минского, в долговременной памяти человека хранится большой набор систем фреймов, который используется при распознавании различных объектов. С этой целью в памяти активизируется тот фрейм (или система), который в наибольшей степени соответствует гипотезе о воспринимаемом объекте [2].Основной механизм понимания содержания – механизм внутренней речи: информация во внутренней речи воспроизводится в виде сокращённой речевой схемы, в которой отражены большие семантические группы.

Чем завершается процесс осмысления текста? Н.И. Жинкин в ходе экспериментов установил наличие в нашем мышлении непроизносимого «предметно-схемного кода» [3, 59]. Элементы в мышлении группируются и образуют схему. Понимание текста базируется на его активной интеллектуальной переработке (членение текста на смысловые отрезки, выделение смысловых вех, опорных пунктов и объединение их в общий смысл) [3, 71].При разработке способов представления содержания учебных элементов следует основываться на выводах психологов, которые утверждают, что комплексная подача учебной информации в образном, словесном, графическом, знаковом, символическом виде способствует наилучшему ее пониманию и прочности усвоения [2]. В процессе разработки учебно-методических материалов с помощью фреймов необходимо контролировать степень обобщения содержания обучения, дублировать вербальную информацию образной и наоборот, чтобы при необходимости звенья логической цепи были полностью восстановлены обучающимися.

Другим важным аспектом использования фреймов для представления содержания обучения является определение оптимального соотношения наглядных образов и словесной, символьной информации. Можно говорить о единстве, взаимообусловленности чувственных и рациональных компонентов мыслительной деятельности: наглядные образы «позволяют более оперативно мыслить и фиксировать результаты мыслительной деятельности в сжатой, экономной форме. В свою очередь понятийное мышление направляет чувственное познание, делает его избирательным и созидательным» [4, 62]. Современные нейропсихологи считают, что «обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей» [5].

Процесс изучения нового материала можно представить как восприятие и обработку новой информации путем ее соотнесения с понятиями и способами действий, известными обучающемуся, посредством использования освоенных им интеллектуальных операций. Поступающая в мозг по различным каналам информация концептуализируется и структурируется, образуя в сознании концептуальные сети. Можно говорить о единстве, взаимообусловленности чувственных и рациональных компонентов мыслительной деятельности: наглядные образы «позволяют более оперативно мыслить и фиксировать результаты мыслительной деятельности в сжатой, экономной форме. В свою очередь понятийное мышление направляет чувственное познание, делает его избирательным и созидательным» [4].

Полученные в ходе опытно-поисковой работы данные подтвердили , что применение фреймового способа организации и представления учебного содержания способствует повышению эффективности учебного процесса. Анализ и обобщение опыта использования фреймов приводят к выводу, что их применение, во-первых, способствует развитию памяти и внимания, повышает скорость восприятия и запоминания; во-вторых, способствует развитию системного мышления, умений выполнять разнообразные интеллектуальные операции; в-третьих, позволяет создавать более четкие структурно-логические схемы, что в свою очередь создает условия для оптимизации содержания учебной дисциплины.Учащиеся начинают свободнее ориентироваться в учебном материале, учатся выделять главное, классифицируют элементы знаний, лучше запоминают формулы и формулировки, хорошо знают содержание учебника. Фрейм-схема формирует банк формул, запас слов, развивает память, системное мышление, способствует развитию физических компетентностей. У учителя образуется значительный резерв времени, который он может потратить на решение задач, изучение современных вопросов лингвистики

Список используемой литературы:

1. Гурина Р. В., Соколова Е. Е. «Фреймовое представление знаний. Монография». М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005. 176 стр.

2. Гурова Л.Л. «Процессы понимания в развитии мышления». Вопросы философии, 1986. - № 1. - С. 37 – 42.

3. Лозинская, А.М. « Проблемы образования, науки и культуры» Педагогика и просвещение. 2009. - №3 .- С. 67 – 97.

4. Усова А.В. «Естественнонаучное образование в средней школе»Педагогика. 2001. - № 9. – С. 30 – 68.

5. Шамало Т.Н. «Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении» . Свердловск, 1990. – 323 с.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Филлис Фрейм (Phyllis Frame) | ОПИСАНИЕ ФРЕЙМОВОЙ СТРУКТУРЫ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.