Научный руководитель: Кузнецова Валентина Викторовна
Kuznetsova Valentina Viktorovna
Адрес для переписки: majorova_alena@mail.ru
Научно-технический прогресс связан с увеличением объема получаемой и перерабатываемой информации. Постоянно растёт и объем учебной информации, который необходимо усвоить в рамках школьной программы. Это обусловливает необходимость поиска методов и технологий, обеспечивающих усвоение возрастающих объёмов информации в те же сроки обучения.
Использование традиционных методов оказалось малоэффективно: учащиеся спустя неделю не помнят содержания параграфа и объяснения учителя. Так как элементы знаний в современных учебниках слабо дифференцированы, тексты перегружены второстепенными признаками, зачастую отвлекающими от основной информации, учебный материал с трудом откладывался в памяти учащихся.[1] Все это потребует от учителя дополнительной обработки учебного материала с целью его научного свертывания и компактного представления содержащейся в нем информации, которая удовлетворяла бы современным педагогическим требованиям: повышение интенсивности процесса обучения, раскрытие резервных возможностей обучающихся, здоровье сберегающий характер. Свернуть и компактно представить учебный материал можно путем использования фреймового способа. Под фреймом в дидактике понимается периодически повторяющийся способ организации учебного материала (фрейм как концепт) и учебного времени (фрейм как сценарий) при изучении информации, подвергающейся сгущению, создав универсальную каркасную структуру. [5, 182] В данной статье мы постараемся показать, что фреймовый способ предоставления знаний в педагогике – объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс, так как с ускорением научно-технического прогресса увеличивается темп роста информации и накопления знаний, а также показать, что современная технология интенсивного обучения основана на раскрытии резервных психологических возможностях мозга, на способах активизации долговременной памяти и непроизвольного запоминания, что обеспечивает качественное обучение в короткие сроки.
Для исследования актуальности и восприятия материала фреймовским способом мы возьмём представление знаний в лингвистике. Процесс понимания всегда сопровождается свёртыванием и поступает на хранение в память в свёрнутом виде – в виде таблиц, схем, графов, фреймов. В этом состоит основной смысл фреймовой организации знаний. Методика фреймовой организации знаний сводится к выбору способов фреймирования, составлению алгоритмов действий, конструированию фреймовых опор. Фрейм — логико-смысловая схема, структура которой может стать основой логико-смыслового фрейма изучения лингвистики и её разновидностей.(рис.1)
В данной схеме свёрнуто и компактно представлен учебный материал, путём использования фреймовского способа. Плюсы данной схемы в её локаничности, наглядности, активизации долговременной памяти и непроизвольного запоминания и выделения главной и необходимой информации, которой будет достаточно овладеть для изучения лингвистики.
ЯЗЫК
РЕЧЬ
ИДЕАЛЕН
-ЧУВСТВЕННО НЕ ВОСПРИНИМАЕМ
МАТЕРИАЛЬНА
-ЧУВСТВЕННО ВОСПРИНИМАЕМА
АБСТРАКТЕН-
ОБОЗНАЧАЕТ ОТВЛЕЧЁННЫЕ СУЩНОСТИ, ПОНЯТИЯ, ПОЛЯ
КОНКРЕТНА
-УПОТРЕБЛЯЕТСЯ СИТУАТИВНО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕДИНИЦ ВСЕГДА КОНКРЕТИЗУЕТ,УТОЧНЯЕТ,ОПРЕДЕЛЯЕТ ИХ.
ПОТЕНЦИАЛЕН
-ТОЛЬКО ПРЕДЛАГАЕТ ВАРИАНТЫ,НО НЕ РАЛИЗУЕТ ИХ
РЕАЛЬНА
-РЕАЛИЗУЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКА
КОНСЕРВАТИВЕН
-ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВ, ИЗМЕРЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЬ
ДИНАМИЧНА
-ИЗМЕНЧИВА В ГОРАЗДО БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ ЯЗЫК
СОЦИАЛЕН
-ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ СОЦИУМА И ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В НЁМ
ИНДИВИДУАЛЬНА
-ПРИНАДЛЕЖИТ КОНКРЕТНОМУ ИНДИВИДУУМУ-НОСИТЕЛЮ ЯЗЫКА
рис.1. Отличительные свойства языка и речи.
Фреймы — многомерные матрицы конструируются чаще всего в виде таблиц, основанных на сравнении или обобщении структурных элементов знания;
— для акцентирования внимания в процессе освоения учебного материала на основных структурных элементах информации содержание обучения может быть представлено в виде опорно-узловых схем. Например, в центре схемы может располагаться обобщенный концепт, соответствующий теме или разделу дисциплины, от которого радиально расходятся лучи, установленные в соответствии с определенными структурными элементами знаний (научные факты, понятия, законы и теории). На каждом луче с помощью узлов можно выделить компоненты данного элемента знания.(рис.2)
Рис.2 Язык как явление.
Фрейм — сценарий. Во фреймах, принадлежащих данной модели, внимание фокусируется на стереотипной, повторяющейся процедуре, последовательности ситуаций или операций. Можно выделить следующие основные варианты структурирования содержания образования с использованием фреймов сценарного вида:
— для установления процедуры выполнения задачи (действия) применяются фреймы-скрипты, содержащие описание алгоритмических предписаний с помощью определенного языка передачи информации. (рис.3)
ЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О ЯЗЫКЕ
СТРУКТУРА
ЛИНГВИСТИКА
( языкознание) наука о языке вообще и о конкретных языках как его разновидностях
ПРИКЛАДНАЯ
занимается разработкой и приложением лингвистических данных к конкретным потребностям общества с учетом современных практических задач: машинный перевод, автоматический поиск информации, синтез речи и ее автоматическое распознавание, лингводидактика и т.д.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
—изучает конкретный язык (или языки) с целью его использования как средства общения
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
— изучает теорию языка: сущность языка как системы, языковые единицы и отношения между ними, правила комбинаторики, природу грам. категорий и т.д.
ОБЩАЯ
— изучает язык вообще, его природу, происхождение, развитие, функционирование, структуру, классификации языков и т.д.; включает разновидности: лингвистика универсалий, типологическая лингвистика, лингвосемиотшса, ареальная лингвистика и пр.
ЧАСТНАЯ
— изучает один или группу родственных языков (напр.: белорусистика, полонистика, романистика, тюркология, балканистика, кавказоведение и т.д.)
рис.3. Лингвистика- как наука о языке.
— для установления закономерностей событий или процессов можно применить фреймы-описания. Характерными чертами их являются высокая свернутость текста и последовательность фиксации изменения ситуации (или причинно-следственной связи установленных существенных элементов текста). Фреймы-описания могут быть представлены в знаково-символическом или графическом виде с помощью цифро-числовых, алгоритмических, символьных логограмм и т. д.
Применение различных способов кодирования информации позволяет не только достичь еще большей компрессии свернутого словесного текста, но и повысить эффективность восприятия смысла информации.
Какую роль играют фреймы в жизни человека? По мнению М. Минского, в долговременной памяти человека хранится большой набор систем фреймов, который используется при распознавании различных объектов. С этой целью в памяти активизируется тот фрейм (или система), который в наибольшей степени соответствует гипотезе о воспринимаемом объекте [2].Основной механизм понимания содержания – механизм внутренней речи: информация во внутренней речи воспроизводится в виде сокращённой речевой схемы, в которой отражены большие семантические группы.
Чем завершается процесс осмысления текста? Н.И. Жинкин в ходе экспериментов установил наличие в нашем мышлении непроизносимого «предметно-схемного кода» [3, 59]. Элементы в мышлении группируются и образуют схему. Понимание текста базируется на его активной интеллектуальной переработке (членение текста на смысловые отрезки, выделение смысловых вех, опорных пунктов и объединение их в общий смысл) [3, 71].При разработке способов представления содержания учебных элементов следует основываться на выводах психологов, которые утверждают, что комплексная подача учебной информации в образном, словесном, графическом, знаковом, символическом виде способствует наилучшему ее пониманию и прочности усвоения [2]. В процессе разработки учебно-методических материалов с помощью фреймов необходимо контролировать степень обобщения содержания обучения, дублировать вербальную информацию образной и наоборот, чтобы при необходимости звенья логической цепи были полностью восстановлены обучающимися.
Другим важным аспектом использования фреймов для представления содержания обучения является определение оптимального соотношения наглядных образов и словесной, символьной информации. Можно говорить о единстве, взаимообусловленности чувственных и рациональных компонентов мыслительной деятельности: наглядные образы «позволяют более оперативно мыслить и фиксировать результаты мыслительной деятельности в сжатой, экономной форме. В свою очередь понятийное мышление направляет чувственное познание, делает его избирательным и созидательным» [4, 62]. Современные нейропсихологи считают, что «обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей» [5].
Процесс изучения нового материала можно представить как восприятие и обработку новой информации путем ее соотнесения с понятиями и способами действий, известными обучающемуся, посредством использования освоенных им интеллектуальных операций. Поступающая в мозг по различным каналам информация концептуализируется и структурируется, образуя в сознании концептуальные сети. Можно говорить о единстве, взаимообусловленности чувственных и рациональных компонентов мыслительной деятельности: наглядные образы «позволяют более оперативно мыслить и фиксировать результаты мыслительной деятельности в сжатой, экономной форме. В свою очередь понятийное мышление направляет чувственное познание, делает его избирательным и созидательным» [4].
Полученные в ходе опытно-поисковой работы данные подтвердили , что применение фреймового способа организации и представления учебного содержания способствует повышению эффективности учебного процесса. Анализ и обобщение опыта использования фреймов приводят к выводу, что их применение, во-первых, способствует развитию памяти и внимания, повышает скорость восприятия и запоминания; во-вторых, способствует развитию системного мышления, умений выполнять разнообразные интеллектуальные операции; в-третьих, позволяет создавать более четкие структурно-логические схемы, что в свою очередь создает условия для оптимизации содержания учебной дисциплины.Учащиеся начинают свободнее ориентироваться в учебном материале, учатся выделять главное, классифицируют элементы знаний, лучше запоминают формулы и формулировки, хорошо знают содержание учебника. Фрейм-схема формирует банк формул, запас слов, развивает память, системное мышление, способствует развитию физических компетентностей. У учителя образуется значительный резерв времени, который он может потратить на решение задач, изучение современных вопросов лингвистики
Список используемой литературы:
1. Гурина Р. В., Соколова Е. Е. «Фреймовое представление знаний. Монография». М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005. 176 стр.
2. Гурова Л.Л. «Процессы понимания в развитии мышления». Вопросы философии, 1986. - № 1. - С. 37 – 42.
3. Лозинская, А.М. « Проблемы образования, науки и культуры» Педагогика и просвещение. 2009. - №3 .- С. 67 – 97.
4. Усова А.В. «Естественнонаучное образование в средней школе»Педагогика. 2001. - № 9. – С. 30 – 68.
5. Шамало Т.Н. «Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении» . Свердловск, 1990. – 323 с.