русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Филлис Фрейм (Phyllis Frame)


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1351; Нарушение авторских прав


Оценка супружеских отношений и психологической совместимости с использованием карточного теста ОИИМ и рисования мандал

Assessing a Couple’s Relationship and Compatibility Using the MARI Card Test and Mandala Drawings

 

Филлис Фрейм (Phyllis Frame)

 

В статье описывается использование карточного теста ОИИМю трансперсонального диагностического инструмента, включающего набор архетипических форм и цветовых выборов, а также рисования мандал или изображений в круге, для оценки психологической совместимости двух людей, находящихся в супружеских или партнерских отношениях друг с другом. В ходе неформального пилотажного исследования 22 пары прошли процедуру оценки, и их карточные выборы и рисунки были проинтерпретированы с использованием набора из семи критериев, влияющих на их отношения и психологическую совместимость. Были учтены такие факторы, как нарушения раннего развития и детско-родительских отношений, ведущие жалобы каждого партнера, динамика коммуникации партнеров, конфликты и напряжение в отношениях и сексуальные дисгармонии. Кроме того, учитывались такие факторы, как сходства в интересах и положительные личностные характеристики партнеров, проявляющиеся в их отношениях. Затем была оценена связь между этими семью показателями и выбором партнеров в карточном тесте мандала. Анализ рисуночных мандал использовался в качестве дополнительного к карточному тесту источника информации. В качестве примера использования диагностической техники приводятся описание тестовых результатов, полученных при работе с одной из пар. Процедура психологической совместимости партнеров представляется важной на начальном этапе супружеской терапии, поскольку позволяет использовать невербальную информацию, которая не может быть получена в ходе традиционного первичного интервью. Кроме того, представленный метод оценки может быть использован во время и при завершении супружеской терапии для подтверждения изменений в отношениях.



 

This paper illustrates the use of the MARI Card Test, a transpersonal assessment tool, which includes archetypal designs and color choices, as well as the drawing mandala, or circle picture, for assessing compatibility of two people in a committed relationship. In an informal pilot research study, 22 couples were given this assessment and interpreted according to seven comparison categories that might affect their relationship and compatibility. Unresolved parental and developmental childhood issues, the current primary treatment issue for each person, the dynamics of the couple’s communication, areas of conflict or tension, and sexual issues were examined. Areas of commonality between the partners and personal strengths each person brought to the relationship also were identified. These seven categories were then related to the couple’s choices on the card test. Two mandala drawings added insights and further information that complemented the interpretation of the test. One couple is presented in this article as a case study to illustrate the assessment technique. The Couple Compatibility Assessment can be helpful at the beginning of the couple therapy because it provides nonverbal information that may not be available in a more traditional intake interview. The assessment can also be of use during and at the end of couple therapy as an indication of change in the relationship.

Введение

Данная статья подготовлена на материале пилотажного исследования, в котором принимали участие 22 супружеские пары. Были использованы карточный тест ОИИМ -- Оценочный и исследовательский инструмент мандала (MARI Card Test, Mandala Assessment and Research Instrument) -- и рисование мандал дважды в ходе исследования каждым из участников эксперимента для того, чтобы оценить динамику супружеских отношений. Новаторские исследования, проведенные на базе Института психического здоровья Ханой Квятковска (Kwiatkowska 1978) в области семейной арт-терапии и семейной арт-диагностики, положили начало применению изобразительных методов в качестве инструментов оценки в супружеской и семейной психотерапии. В данной статье описывается арт-терапевтическая процедура оценки психологической совместимости супругов – такой подход к работе с парами, при котором используется выбор и рисование мандал, а также выбор цветов и оценка личностных особенностей партнеров. Гипотеза исследования заключалась в том, что данный метод исследования имеет особую ценность в начале психотерапии, так как обеспечивает получение невербальной информации как о психологическом состоянии партнеров, так и той межличностной динамике, которая послужила причиной обращения за психотерапевтической помощью. Процедура оценки психологической совместимости будет проиллюстрирована в статье описанием одной из супружеских пар, участвовавших в исследовании. С целью анализа данных карточного выбора в тесте ОИИМ и рисуночных мандал автор статьи выделила семь критериев оценки. Эти критерии основаны на длительном применении теста ОИИМ и данных литературы по семейной психотерапии и семейной арт-психотерапии, а также супружеской психотерапии (Ackerman 1958, Riley 2001, Wadeson 1973). Автор выделила следующие семь критериев:

  1. пренательные, родовые и ранние постнатальные травмы,
  2. основные психологические жалобы и проблемы супругов (партнеров),
  3. особенности коммуникации между партнерами,
  4. области конфликта и напряжения в супружеских отношениях,
  5. особенности сексуальной сферы и сексуальные проблемы супругов,
  6. сходство в опыте и интересах,
  7. положительные личностные характеристики супругов, проявляющиеся в их отношениях.

 

Обзор литературы

Слово «мандала» в переводе с санскрита означает круг или центр. Круг является архетипическим выражением единства и совершенства. С ним тесно связаны ранние ритуалы, связанные с поклонением солнцу и луне. При этом круг рассматривался как источник энергии и защита (Frame 2000). К. Юнг создавал мандалы или рисунки в круге в качестве медитативной техники и обнаружил, что пациенты нередко сами создают такие изображения, когда они переживают напряжение или психологические изменения. Он считал, что мандала отражает разные аспекты психики, как сознательные, так и бессознательные, и что мандала помогает в исцелении и психологической гармонизации личности (Jung 1965, Slegelis 1987). Те формы, которые находятся в пространстве круга, как и сновиденческие образы, рассматриваются как символические проявления психической деятельности. Рисование мандал позволяет получить важную дополнительную информацию о человеке, что используется в процедуре оценки психологической совместимости супругов. Поскольку мандала отражает глубинный уровень психики, большое значение придается анализу психологической нагрузки цвета и символических элементов изображения. На этом основана интерпретация результатов выбора в карточном тесте ОИИМ (Kellogg, MacRae, Bonny & Dileo 1977).

Теоретические основы карточного теста ОИИМ были разработаны художницей и пионером арт-терапии Джоанной Келлог. Они изложены в ее книге «Мандала – путь красоты» (Kellogg 1978, 2002).

В 1970-е годы Келлог работала консультантом в Мерилендском Психиатрическом Нацчно-Исследовательском Центре в г. Катонсвиль, штат Мериленд, используя ри этом рисование мандал в качестве одного из инструментов исследования, в ходе которого испытывались новые психотропные препараты. Доктор Стенли Гроф и другие психиатры изучали измененные состояния сознания, вызванные применением психотропных средств на базе данного центра (Grof 1985). Основываясь на анализе нескольких тысяч рисуночных мандал, созданных пациентами этого центра, а также теми, кто обращался к келлог в частном порядке, она разработала концепцию тринадцати стадий Большого Круга Мандалы, представив их в виде круга.

При разработке своей концепции архетипических стадий Большого Круга Мандалы Келлог опиралась на теорию психосексуального развития Фрейда (Freud 1949) и теорию Эриксона (Erikson 1968). Кроме того, она принимала во внимание концепцию перинатальных матриц С. Грофа (Grof 1985) и трансперсональные аспекты аналитической психологии Юнга (Jung 1965). Каждая из выделенных ею 13 стадий отражает один из этапов циклического процесса психического развития и изменений. Большой Круг Мандалы может быть рассмотрен на уровнях психосоциальном, физиологическом и духовном. Он отражает связь человеческой психики с универсальными ритмами рождения, развития, смерти, возрождения и реинтеграции, проявляющимися в разных формах жизни и циклических процессах в природе. Келлог выделила и описала 13 архетипических форм мандал, объединенных в Большой Круг, рассматривая их в качестве универсальных проявлений психической энергии (Cox 2002).

Тест ОИИМ является личностным тестом, который могут применять обучившиеся ему специалисты в области психического здоровья. Тест может применяться в отношении любых клиентов, способных выбирать формы и цвета. Ассоциация Учителей Диагностического Инструмента Мандала обучает технике использования ОИИМ и является официальным производителем и распространителем теста. Автор данной статьи является одной из основательниц Ассоциации. Она проводила обучающие программы по использованию теста ОИИМ, начиная с 1985 г.. Она использует тест ОИИМ и рисование мандал в своей арт-терапевтической работе с клиентами в условиях частной практики.

 

Метод

Тест ОИИМ включает 39 карт с изображением четно-белых архетипических образов, помещенных на прозрачные пластиковые карточки размером 3х5 дюймов. Каждая из 13 стадий Большого Круга Мандалы представлена тремя карточками. Тест также включает набор из 40 цветных бумажных карт того же размера, что и 39 карт с изображением архетипических образов. Испытуемому предлагается выбрать семь черно-белых образов. Первые шесть карт испытуемый должен расположить в порядке их предпочтительности, начиная с самой предпочитаемой карты. Седьмая или «отвергаемая» карта является наименее предпочитаемой из всех 39 карт. Затем испытуемый должен подобрать к каждой из семи черно-белых карт цветную карту, поместив цветные карты под черно-белые. Цветные карты отражают эмоциональное отношение к черно-белым картам. Что касается седьмой черно-белой карты, то испытуемый должен подобрать к ней сначала такую цветную карту, которая отражает эмоциональное отношение к ней, а затем такую цветную карту, которая бы смягчала негативное впечатление от черно-белой карты (Frame 2002).

Каждая цветная карта может быть использована лишь однократно. Выбор «отвергаемой» карты в сочетании с двумя цветными картами Келлог не предлагала. Он был одобрен в качестве дополнительного выбора Ассоциацией Учителей Диагностического Инструмента Мандала.

Согласно теоретическим рассуждениям Келлог, чистые первичные и вторичные цвета отражают яркие, «чистые» чувства, в то время, как смешанные, грязные, землистые оттенки с примесью коричневого и черного цветов отражают более примитивные или менее «чистые» чувства. Пастельные оттенки (с примесью белого цвета) могут отражать дефицит физической энергии или ослабление связи с телом, а также проявление духовной энергии. Детальное описание теста и значений цветов приводятся в книге Фрейм (Frame 2002), в статье Келлогг «Теория цвета с точки зрения Большого Круга Мандалы» (Kellogg 1992) и в ее книге «Мандала – путь красоты» (Kellogg 1978, 2002). Сьюзан Финчер включила в свою книгу «Создание мандал» (Fincher 1991) прекрасный материал по психологическому значению цвета в мандале.

Если во время тестирования с использованием теста ОИИМ испытуемый выбирает две или три карты, соответствующие какой-либо одной стадии, это указывает на ее особую значимость. Карты, располагающиеся в верхней половине Большого Круга Мандалы, отражают преимущественно сознательную активность, а карты, располагающиеся в нижней части Большого Круга Мандалы – отражают проявления бессознательного. Если испытуемый выбирает карты, соответствующие стадиям, расположенным на противоположных точках Большого Круга Мандалы, это может указывать на противоречивые переживания или внутрипсихический конфликт. В то же время, в зависимости от цветового выбора, это может указывать на проявление взаимодополняющих психологических качеств. «Отвергаемая» карта может указывать на отчужденный либо подавленный аспект психики, нуждающийся в осознании и интеграции в ходе психотерапии. Нередко второй цвет для этой карты помогает психотерапевту понять, каким образом данный аспект психики может быть интегрирован (Frame 2002).

При рисовании мандал центр обычно характеризует сознательное «я» клиента. Иногда отдельные части мандалы представляются не связанными с изображением в целом, что может указывать на те проявления бессознательного, которые требуют проработки. Нарисованные мандалы могут соответствовать тем формам, которые характерны для архетипических стадий Большого Круга Мандалы в карточном тесте. Кроме того, в одном рисунке могут проявляться признаки одной, двух или трех стадий. Это должно учитываться во время интерпретации.

 

Значение квадрантов Большого Круга Мандалы для методики оценки психологической совместимости партнеров

В качестве основы для понимания психологической нагрузки Большого Круга Мандалы можно воспользоваться его делением на четыре квадранта или сегмента. Психологическое значение каждого квадранта должно учитываться при оценке психологической совместимости партнеров.

Центр (нулевая стадия) и стадии, расположенные в левом нижнем секторе (первая-третья стадии Большого Круга Мандалы), отражают телесный опыт, предшествующий рождению. Эти ранние пренатальные переживания могут влиять на то, как человек реагирует на изменения и на его доверие к миру. Нулевая стадия соответствует «ядру» личности и отражает трансперсональный опыт, а также наиболее глубокие, бессознательные переживания. Первая стадия или «Пустота» отражает ранний опыт дуальности, момент прикрепления к стенкам матки, переживание закрытости и темноты. Вторая стадия или «Блаженство» характеризуется текучестью, отсутствием ощущения «я», отражает опыт внутриутробного развития. Третья стадия или «Спираль» / «Лабиринт» характеризует Оно, первичные психические процессы, а также движение к еще непонятной цели.

Верхний левый квадрант Большого Круга Мандалы отражает опыт появления на свет и последующее развитие чувства границ «я», борьбу с так называемой «тенью», а также формирование сексуальной идентичности и потребности во взаимоотношениях. Этот квадрант соответствует фазе психологического самоопределения, развития самоидентичности и начало активного взаимодействия с внешним миром.

Четвертая стадия, «Рождение» или «Новое начало», отражает переживания оральной стадии психосексуального развития, ранние отношения матери и ребенка, а также развитие нового образа «я». Пятая стадия, «Мишень», отражает опыт анальной стадии психосексуального развития, формирование чувства «я» и личных границ. Шестая стадия, «Единоборство с драконом», отражает эдипальную стадию психосексуального развития, стремление освободиться от негативного опыта прошлого, борьбу с «тенью» или теми частями «я», которые личность пытается подавить или отрицать. Седьмая стадия, «Оквадрачивание круга», отражает опыт генитальной стадии психосексуального развития, готовность к отношениям и разрешение внутренних противоречий. Она также говорит об объединении мужских и женских качеств «я».

Верхний правый квадрант отражает интеграцию противоположностей, устойчивую сексуальную идентичность, ориентацию на здесь-и-сейчас, профессиональные достижения и взаимоотношения, а также способность ставить и достигать цели. Восьмая стадия, «Функционирующее Эго», говорит об ориентации на здесь-и-сейчас, оформленной идентичности, приоритетности деятельности и профессиональных достижений. Девятая стадия, «Кристаллизация», связана с устойчивым функционированием в семье или какой-либо институциональной системе, потребностью во взаимной поддержке и самоорганизации.

Нижний правый квадрант отражает болезненный опыт, связанный с утратой привычного чувства «я», крушением прежней системы ценностей и отказом от прежних форм адаптивного поведения. Десятая стадия, «Ворота смерти», отражает разотождествление с прошлым, болезненные изменения и переживание утраты. Одиннадцатая стадия, «Фрагментация», отражает утрату прежнего чувства «я», переживание неопределенности и неясности перспектив будущего. Двенадцатая стадия, «Трансцендентный экстаз», отражает опыт обновления, формирование нового, целостного «я».

 

Процедура исследования

Все 22 пары, принимавшие участие в исследовании, состояли в официальном или гражданском браке от шести до 15 лет. Некоторые участники эксперимента на момент исследования или в прошлом проходили семейную или индивидуальную психотерапию. Со всеми парами проводились консультации продолжительностью от двух до трех часов, во время которых их тестировали с помощью ОИИМ. Каждый участник эксперимента также рисовал мандалы. Одна из них создавалась на белой бумаге с использованием ведущей руки. Другая же создавалась на черной бумаге подчиненной рукой. Предполагалось, что второй рисунок отражает более глубокий, бессознательный материал и деятельность правого полушария мозга с его функцией «нелинейного мышления» (Capacchione 1988). В обоих случаях использовался набор масляной пастели, включающий 36 цветов. На бумаге изначально создавался круг диаметром десять с половиной дюймов (примерно соответствующий размеру головы взрослого человека). Лист белой бумаги имел размеры 14х17 дюймов, черной бумаги – 12х18 дюймов.

Испытуемым предлагалось, используя круг в качестве основы, заполнить его любыми формами и цветами. После завершения тестирования и рисования карточные выборы партнеров располагались на двух плакатах с изображением Большого Круга Мандалы. Рисунки располагались рядом с плакатами, для большей наглядности. Сначала рассматривался карточный выбор партнеров, затем – их рисунки, а уже после этого карточный выбор и рисунки сравнивались друг с другом и анализировались с применением семи критериев оценки. Из-за трудоемкости анализа в некоторых случаях организовывалась дополнительная встреча, в ходе которой обсуждались результаты диагностической процедуры.

При анализе карточного выбора и рисунков важно помнить, что все стадии и цвета имеют равную ценность и могут включать как положительные, так и отрицательные значения. Наиболее важно то, что карточный и рисуночный варианты работы с мандалами, в сочетании с семью критериями, позволяют получать информацию об участниках эксперимента и их отношениях. Некоторые стадии Большого Круга Мандалы особенно тесно связаны с семью критериями оценки. Так, например, перинатальные и родовые травмы, а также непроработанные травмы раннего постнатального развития в большой степени отражаются в стадиях, относящихся к нижнему и верхнему левому квадрантам. Текущие проблемы, связанные с обращением к психотерапевту, чаще всего отражает первая, наиболее предпочитаемая карта, а также связанная с ней цветная карта, либо все три архетипические формы, связанные с какой-либо одной стадией Большого Круга Мандалы.

Особенности коммуникации между партнерами отражают карты, связанные с квадрантом отношений здесь-и-сейчас, а подбираемые к ним цветные карты характеризуют чувства, вызванные этими отношениями. Если же испытуемый выбирает только карты, связанные с нижними квадрантами Большого Круга Мандалы, квадрантами бессознательного, это говорит о том, что он не придает значения отношениям здесь-и-сейчас, и межличностные отношения для него будут затруднены.

Области конфликта и напряжения в отношениях часто отражаются в том, что клиент выбирает и отвергает карты одной и той же стадии, либо карты. Расположенные на противоположных точках Большого Круга. Цвет для отвергаемой карты нередко характеризует то, что клиент вытесняет, либо те качества, при встрече с которыми в межличностных отношениях он испытывает дискомфорт. Сексуальные проблемы чаще отражают шестая или седьмая карты, а также такие предпочитаемые или отвергаемые цвета, как персиковый, манго и коралловый.

Партнеры могут сравнить свой карточный выбор для того, чтобы определить сходство. Оно более проявлено, если они выбирают карты одних и тех же стадий или одинаковые цвета. Если оба партнера выбирают одинаковые карты в качестве наиболее предпочитаемых, это может говорить о том, что они находятся на одной и той же стадии индивидуации. Сильные стороны личности партнеров, проявляющиеся в их отношениях друг с другом, отражаются в картах, связанных с психической энергией и движением, а также в позитивных цветах, относящихся к ситуации здесь-и-сейчас.

 

Клиническое описание в качестве примера диагностической процедуры

Ниже приводятся результаты карточного выбора в сочетании с рисунками одной из пар. Отношения этой пары характеризовались как весьма напряженные. В то же время, они имели значительный потенциал развития. Пэм и Джон (фиктивные имена) жили вместе семь лет, из них пять лет состояли в браке. Пара детей не имела. Партнеры согласились участвовать в эксперименте. У них возникла сильная тревога, когда муж одной из их знакомых внезапно ее оставил. Пэм и Джон неоднократно на протяжении их совместной жизни обращались за индивидуальными и семейными консультациями.

Пэм 46 лет. У нее есть старшая сестра. Ее отец умер, когда ей было 18 лет. Отношения с матерью всегда были сложными. На формирование Пэм большое влияние оказали католические ценности и обучение в католической школе. Она стала вступать в сексуальные отношения, лишь когда ей было далеко за 20 лет. В это время она отошла от церкви. Она вела беспорядочную половую жизнь и, в конце концов, вышла замуж за мужчину с тремя маленькими детьми. Хотя она прожила с ним девять лет, их отношения были сложными. Ей приходилось неоднократно переезжать и менять работу, а также сидеть дома с детьми. В течение этого периода ее муж неоднократно ей изменял, но она старалась этого не замечать до тех пор, пока ее терпение не иссякло. Они развелись, но она неоднократно после развода возвращалась к своему бывшему мужу.

Живя в этом браке, она начала пить и принимать наркотики. У нее также развилась гипертония. После развода она начала приходить в себя. Она стала заниматься йогой и вести здоровый образ жизни. В конце концов, она устроилась на работу медсестрой в хоспис и стала давать уроки йоги. Ее новый муж Джон был одним из ее клиентов, изучающих йогу.

Джону 47 лет. У него есть младшая сестра. Он характеризовал своего отца как контролирующего, раздражительного и пассивно-агрессивного в отношениях с членами семьи. Отношения между отцом и матерью Джона были конфликтными. Джон женился в возрасте 21 года. От этого брака у него двое детей. Он юрист, занимается частной практикой и называет себя «трудоголиком». Он жалуется, что у него нет ясного ощущения собственной идентичности. Состоя в первом браке 13 лет, он неоднократно изменял жене. В конце концов, брак распался. Он оставил детей бывшей жене и постарался забыть о своей прежней жизни. Он продолжал вступать в беспорядочные половые связи и, вместе с этим, в нем росло чувство неудовлетворенности от жизни. Наконец, Джон решил оставить свою работу и отправился в Индию в надежде обрести новый смысл жизни. В Индии он проникся интересом к йоге и духовным учениям Востока. Возвратившись домой, он стал брать уроки йоги у Пэм и кардинально изменил образ жизни. Поначалу он не собирался на ней жениться, но, в конце концов, решил это сделать. В начале их совместной жизни они вместе давали уроки йоги, но затем каждый нашел свой собственный источник заработка.

И Пэм, и Джон выросли в дисфункциональных семьях. Будучи молодыми людьми, им было трудно от делиться от родителей. Обстоятельства их жизни и дисгармоничные браки заставили их кардинально изменить свою жизнь. Пэм оставила католическую веру и рассталась со своим первым мужем, а Джон оставил прекратил беспорядочные половые связи и ушел от жены. Все это сопровождалось кардинальными изменениями в их взглядах.

Пэм считала, что ее основная проблема заключается в ее склонности выступать в роли жертвы и формировать в браке зависимые отношения. Проблема Джона заключалась в его навязчивом стремлении вступать во все новые половые связи и неумении соблюдать границы в партнерских и супружеских отношениях. Все это обусловило возникновение сильной тревоги у Пэм и Джона, когда у их знакомой возникли семейные проблемы.

 

Анализ карточного выбора и рисуночных мандал с использованием семи критериев оценки

Пренатальные, родовые и ранние постнатальные травмы

Джон выбрал карту нулевой стадии в сочетании с фиолетовым цветом, что может свидетельствовать о страхе собственного тела (страхе воплощения). Выбор же карты первой стадии серого цвета говорит о болезненном выборе между жизнью и смертью, страхе. Связанном с пренатальным периодом развития и прикреплением к стенкам матки (Kellogg 2002). Данное сочетание, возможно, свидетельствует о бессознательном желании остаться в недифференцированном состоянии, выступая частью «великого вселенского чрева». Исходя из анализа этих карт, Джона можно отнести к тем людям, которые ощущают себя «не от мира сего», и которым трудно его принять. Он, возможно, испытывает потребность вернуться к инфантильному, пассивному состоянию. Он также выбрал еще одну карту первой стадии в сочетании с изумрудно-зеленым цветом, что является положительным знаком некоторого ослабления последствий ранней травмы. Во время обсуждения своего выбора форм и цветов в ОИИМ и связанных с ними ранних стадий развития Джон расплакался и долго не мог успокоиться. Выбор карт нулевой и первой стадий часто говорит о глубокой травме, связанной с начальной фазой развития. Обсуждение этих карт по видимому дало Пэм и Джону важный материал для размышлений .

Возможно, Пэм появилась на свет с глубоким знанием своей телесной и сексуальной природы (нулевая стадия в сочетании с персиковым цветом). Выбор же карт второй стадии в сочетании с бирюзовым цветом говорит о положительном внутриутробном и перинатальном опыте. Ее текущие проблемы больше связаны с периодом детства, на что указывает выбор карты шестой стадии («Единоборство с драконом») в сочетании с белым цветом. Данное сочетание свидетельствует о неразрешенном эдипальном конфликте, отрицании собственной «тени» и нежелании принять конфликтующие части своего «я». Пэм призналась, что она предпочитает «отодвигать проблемы в сторону» и не заниматься их решением.

 

Таблица 1 Карточный выбор Джона и Пэм

Выбор Джона № П/П Стадия Название стадии Цвет
1. Трансцендентный экстаз желтый
2. Трансцендентный экстаз оранжевый
3. Спираль темно синий
4. Чистый свет фиолетовый
5. Пустота изумрудный
6. Функционирующее Эго красный
7. Мишень (отвергаемая карта) исцеляющий цвет серый желтый
Выбор Пэм № П/П Стадия Название стадии Цвет
1. Трансцендентный экстаз желтый
2. Трансцендентный экстаз темно синий
3. Спираль оранжевый
4. Блаженство бирюзовый
5. Чистый свет персиковый
6. Единоборство с драконом белый
7. Фрагментация (отвергаемая карта) исцеляющий цвет коричневый желтый

 

Основные психологические жалобы и проблемы партнеров

У Пэм и Джона первые и вторые карты соответствовали двенадцатой стадии Большого Круга Мандалы («Трансцендентный экстаз»). Ее присутствие на первом и втором месте в карточном выборе подчеркивает ее значимость. Такой выбор может свидетельствовать о потребности в формировании нового, более интегрированного «я» и духовном развитии. Карта двенадцатой стадии в сочетании с желтым цветом указывает на потребность в индивидуации и самосознании, то, что иногда называют «Путешествием героя». Для того, чтобы утвердить свое духовное «я», герой должен повергнуть внутреннего дракона (Campbell 1973).

 

Особенности коммуникации между партнерами

Карточный выбор Джона говорит о наличии большого количества физической энергии (либидо), что связано с картой двенадцатой стадии в сочетании с оранжевым цветом и картой восьмой стадии, «Функционирующее Эго», в сочетании с красным цветом Его коммуникация больше протекает на физическом, энергетическом уровне, чем на вербальном. Он также находится в контакте со своей женской, интуитивной частью, на что указывает карта третьей стадии, «Спираль», в сочетании с темно-синим цветом. Учитывая наличие в его выборе карты, связанной с отношениями здесь-и-сейчас (восьмая стадия, «Функционирующее Эго»), и карты, связанной с бессознательными проявлениями (третья стадия, «Спираль»), можно предположить, что он способен взаимодействовать с партнершей сразу на нескольких уровнях, но временами энергетически ее превосходит. На это указывает то, что он выбрал красный цвет для карты третьей стадии.

Выбор Пэм говорит о сниженной способности решать проблемы и конфликты в межличностных отношениях (карта шестой стадии, «Единоборство с драконом», в сочетании с белым цветом), однако, преодолевая склонность к отрицанию (шестую стадию), она может раскрыть ресурсы интеллекта и логического мышления (карта двенадцатой стадии в сочетании с желтым цветом).

Ее карточный выбор включает карты, располагающиеся на противоположных точках Большого Круга (шестая и двенадцатая стадии), что является признаком конфликта и трудностей в межличностных отношениях. Следует также отметить отсутствие в выборе Пэм карт, связанных с квадрантом здесь-и-сейчас, что усиливает впечатление о коммуникативных затруднениях.

 

Области конфликта и напряжения в партнерских отношениях

Джон никак не мог понять причин своей навязчивой потребности в беспорядочных половых связях с женщинами. Его беспокоило неумение сохранять границы в межличностных отношениях. Это было одной из причин того, что он никак не мог решиться оформить свои отношения с Пэм. Его «отвергаемой картой» была карта пятой стадии в сочетании с серым цветом. Эта карта отражает процесс формирования границ «я» и, возможно, также свидетельствует о переживании им чувства вины за свое прошлое поведение. Поскольку Джон эту карту отвергает, она говорит о тех психологических качествах, с которыми ему следует работать. Наиболее серьезной его проблемой является неумение соблюдать границы в межличностных отношениях. Выбор серого цвета для последней карты говорит о желании Джона избавиться от чувства вины. Он захотел заменить серый на желтый – цвет самосознания и интеллектуальной активности. Эти качества помогут ему оформить и поддерживать границы «я».

Пэм испытывала тревогу и напряжение по поводу супружеских отношений с Джоном. Эти чувства усилились, когда она узнала о том, что произошло в семье ее подруги. Она отрицает переживание чувства фрагментации, боли и сниженную самооценку. Об этом говорит отвергаемая карта одиннадцатой стадии коричневого цвета. Выбор коричневого цвета часто говорит о негативных отношениях с отцом. Поскольку ее отец умер, когда ей было 18 лет, строя отношения с мужчиной она по видимому пытается разрешать неразрешенный когда-то конфликт с отцом. В то же время, она так и преодолела проблем, связанных с шестой стадией Большого Круга Мандалы («Единоборство с драконом»). В случае их успешного преодоления можно было бы предполагать разрешение эдипального конфликта и более устойчивые отношения с мужчинами.

Пэм призналась, что она боится некоторых проявлений своей «тени», и что у нее имеются серьезные финансовые проблемы, которые она пытается вытеснить и уклоняется от их решения.

Особенности сексуальной сферы и сексуальные отношения партнеров

Выбор Джоном карты нулевой стадии в сочетании с фиолетовым цветом может говорить о его бессознательной потребности вернуться в лоно любящей «вселенской матери». Его беспорядочные половые связи лишь усиливали это стремление. В то же время, выбор карты двенадцатой стадии («Трансцендентный экстаз») в сочетании с оранжевым цветом говорит о мощной сексуальной и творческой энергии, которая стремится найти выход. Недостаточная реализация этой энергии может быть причиной конфликта в сексуальных отношениях Джона.

Пэм же давно испытывает сложные чувства по поводу своей сексуальности, причиной чего являются нарушенные ранние отношения. У нее имеются признаки сильного врожденного сексуального темперамента (нулевая стадия в сочетании с персиковым цветом), который находился в конфликте с ее религиозным воспитанием. На протяжение многих лет она никак не могла разрешить конфликт между своей внутренней природой и религиозным мировоззрением. Опыт прежних беспорядочных половых связей, конфликт с отцом и ненадежность ее муха – все это служит причиной сильной тревоги и ее ожиданий, что Джон может «убежать к другой женщине». Ей сложно построить с ним зрелые отношения.

Сходство в опыте и интересах партнеров

Данный критерий позволяет оценить положительные аспекты супружеских отношений. Для Пэм и Джона характерна очень сильная ранняя эмоциональная привязанность, о чем говорит выбор ими карт нулевой стадии («Чистый свет»). Эта карта – признак связи с трансперсональным началом, первопричиной. И Пэм, и Джон также выбрали карту третьей стадии, которая говорит о потребности в получении нового опыта, встрече с неведомым, при отсутствии ясно осознаваемой цели. Партнеры также выбрали карту двенадцатой стадии в сочетании с желтым цветом. Этот цвет может ассоциироваться с путешествием героя, желающего достичь большей интеграции и самореализации. Все это говорит о том, что партнеров объединяет потребность в личностной работе и достижении более высокого уровня самосознания.

Информация о проявленных в карточном выборе чертах сходства была воспринята парой с большим интересом. Выбор Пэм и Джоном одинаковых первичных цветов (желтого, красно-оранжевого и темно-синего) говорит о том, что их самосознание активно развивается, и что они ищут возможность реализовать свою созидательную энергию.

 

Положительные личностные характеристики партнеров

Помимо одинакового выбора карт некоторых стадий Большого Круга Мандалы и цветов в тесте ОИИМ, рисуночные мандалы Пэм и Джона дополнительно позволили понять проблемы и ресурсы, связанные с их отношениями. Первая мандала Пэм (Рис. 1), нарисованная на белой бумаге ведущей рукой, имеет элементы, содержащиеся в отвергаемой карте (шестая стадия, «Единоборство с драконом»). В нижней части мандалы, отражающей глубинный уровень бессознательного, она изобразила фаллический элемент синего и красного цветов. Эти цвета соответствуют стадии «Единоборство с драконом» и могут отражать внутреннюю конфронтацию с проблемами сексуальности и самоопределения. В верхней части мандалы, отражающей сознательные аспекты психики, также использованы красный и синий цвета, окруженные ореолом желтого цвета, что указывает на развитие самосознания.

 

Рис. 1 Первая мандала Пэм, нарисованная на белой бумаге

 

Вторая мандала Пэм, нарисованная на черной бумаге подчиненной рукой (Рис. 2), содержит изображение восходящей спирали, что соответствует третьей стадии Большого Круга, связанной с формированием нового «я». Она также выбрала карту этой стадии в тесте ОИИМ. Ее мандала включает изображение вспышки золотого желтого света в правом верхнем квадранте – квадранте здесь-и-сейчас, что может указывать на «пиковые переживания».

 

Рис. 2 Вторая мандала Пэм, нарисованная на черной бумаге

 

Анализ рисуночных мандал часто помогает прийти к более глубокому пониманию карточного выбора. Так, благодаря сравнению рисунка на черной бумаге и карточного выбора в тесте ОИИМ Пэм признала, что она переживает переход к новому состоянию. На Пэм и Джона произвело сильное впечатление обсуждение мандал, созданных левой рукой.

Первая мандала Джона, названная им «Жизненные силы» (Рис. 3), соответствует двенадцатой стадии Большого Круга («Трансцендентный экстаз») и указывает на потребность в интеграции и наличие значительной энергии. Джон изобразил линии красного, желтого и черного цветов, идущие снизу вверх – в область сознания.

 

Рис. 3 Первая мандала Джона, нарисованная на белой бумаге

 

 

Вторая мандала Джона, нарисованная на черной бумаге подчиненной рукой, называется «Хаос» (Рис. 4) и отражает переживание внутренней фрагментированности. Джон использовал красный цвет и изобразил несколько спиралевидных элементов, указывающих на потребность в движении. За пределы мандалы в области пятой стадии («Мишень») выступает острый треугольник. Эта стадия была отвергаемой во время тестирования с использованием ОИИМ. Проработка и завершение этой стадии требуется для того, чтобы Джон смог сформировать зрелые границы «я». Данная мандала указывает на то, с чем Джону необходимо работать.

 

Рис. 4 Вторая мандала Джона, нарисованная на черной бумаге

 

Приведенные рисунки показывают, как рисуночная мандала позволяет подтвердить и углубить психологическое понимание карточного выбора. Переживание боль, отраженное в красном цвете второй во второй мандале Джона, не было достаточно проявлено в карточном тесте. В мандале же Пэм, нарисованной на черной бумаге, ярко проявляются «пиковые переживания». Анализ этой мандалы позволил ей осознать то, что она переживает переход к новому «я».

В заключение можно признать, что Пэм и Джон переживают период глубоких психологических изменений. Им необходимо сконцентрироваться на работе с теми проблемами, которые отражаются в отвергаемой карте. Для Джона эти проблемы связаны с пятой стадией Большого Круга и заключаются в необходимости формирования более четких границ «я». Для Пэм основная задача, связанная с одиннадцатой стадией Большого Круга, заключается в ее освобождении от негативных программ прошлого. Карточный выбор и рисунки Пэм и Джона свидетельствуют о значительном сходстве их целей и потребностей, что позволяет предполагать, что их отношения имеют благоприятную перспективу развития. Это может произойти в том случае, если они будут уделять достаточно внимания самопознанию и совместной работе над преодолением негативного опыта прошлого.

В письме, полученном мной от Пэм через год после консультаций, она писала: «Я чувствую, что мы стали ближе друг другу и лучше понимаем друг друга и самих себя». Она также позже сообщила, что ее отношения с Джоном укрепились, и что в профессиональном плане они успешно занимаются каждый своим делом. В описанном случае оценка супружеских отношений явилась значимым стимулом для их улучшения. Пэм и Джон смогли эффективно использовать полученную от меня информацию с целью получения психотерапевтического эффекта и последующего продолжения работы в плане психологических изменений и самопонимания, что укрепило их союз.

 

Заключение

Приведенный пример демонстрирует ценность метода оценки супружеских отношений с помощью мандал. Данный метод позволяет определять текущие проблемы, ранние фактора, влиявшие на развитие партнеров, а также перспективы будущего и те неосознаваемые переживания, которые влияют на супружеские отношения. Метод оценки супружеских отношений с помощью мандал является уникальной комплексной техникой, позволяющей всесторонне и быстро изучать супружеские отношения. В некоторых случаях партнеры могут в дальнейшем работать над своими проблемами индивидуально, в других же случаях, если отношения достаточно крепкие, проблемы могут работать над своими проблемами совместно.

В качестве примеры иных отношений, нежели описанные в этой статье, можно было бы привести отношения еще одной пары. Партнеры имели только одну общую стадию, «Кристаллизация», что указывало на их приверженность сложившемуся положению вещей и страх изменений. Выбор женщины характеризовался большим значением инфантильного розового цвета, а выбор мужчины – серого цвета, указывающего на депрессивные переживания, отрицание и чувство вины. Пара не имела достаточных ресурсов для сохранения и развития отношений, что подтвердилось последовавшим вскоре разводом. Эти партнеры могли бы в дальнейшем развиваться независимо друг от друга. Цель развития, согласно Юнгу, заключается в индивидуации, достижении большей психической целостности и близости к внутреннему, аутентичному «я» (Самости) (Jung 1965).

Использование теста ОИИМ и рисуночной мандалы предоставляет новые возможности для работы такого рода. Данные методики могут быть применены в консультировании сотрудников организаций и в других случаях, когда необходимо оценить взаимоотношения между людьми. Психотерапевты, работающие с парами и обучившиеся применению теста ОИИМ и рисуночной мандалы, могут использовать эти методики в начале и в процессе работы в качестве важных источников информации. Специалисты по семейной и супружеской психотерапии также могут применять эти методы в качестве дополнительного лечебного воздействия. Их можно применять в работе с семьями, которые переживают кризис, в особенности, в тех случаях, когда это отражается на ребенке, делая его идентифицированным пациентом. Диагностика с применением теста ОИИМ и рисуночной мандалы дает возможность получить ту диагностическую информацию о клиенте и семье, которая не может быть получена с применением более традиционных техник. Многие пары, в работе с которыми применялся описанный нами метод оценки супружеских отношений, признавались, что он помог им укрепить отношения и обратить внимание на те их аспекты, которые ранее оставались незамеченными. Некоторые семьи сохранились, в то время, как другие распались. Однако большинство тех семей, которые участвовали в нашем исследовании, выражали желание продолжить работу с применением арт-терапии или другой экспрессивной терапии искусством.

 

Литература:

Ackerman, N. W. (1958) The Psychodynamics of Family Life. New York: Basic Books.

Campbell, J. (1973) The Hero with a Thousand Faces. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Capacchione, L. (1988) The Power of Your Other Hand. North Hollywood, CA: Newcastle.

Cox, T. C. (2002) The Mari Card Test. In C. A. Malchiodi (Ed.), Clinical Handbook of Art Therapy (pp. 428-434). New York: Guilford Press.

Erikson, E. H. (1968) Identity, Youth, and Crisis. New York: Random House.

Fincher, S. (1991) Creating Mandalas. Boston: Shambhala.

Frame, P. (2000) The Mandala: A Personal Tool for Self and Planetary Healing. Sacred Space: The International Journal of Spirituality and Health, 1 (4), 47-52.

Frame, P. (2002) The Value of Rejected Card Choice in the MARI Card Test. Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association, 19 (1)? 28-31.

Freud, S. (1949) An Outline of Psychoanalysis. New York: W. W. Norton.

Grof, S. (1985) Beyond the Brain. New York: State University of New York Press.

Jung, C. G. (1965) Memories, Dreams and Reflections. New York: Random House Vintage Books.

Jung, C. G. (1971) Man and His Symbol. Garden City, NY: Doubleday/

Kellogg, J. (1978) Mandala: Path of Beauty. Baltimore: Association of Teachers of Mandala Assessment.

Kellogg, J. (1992) Color from the Perspective of the Great Round of Mandala. The Journal of Religion and Psychical Research, 15 (3), 138-146.

Kellogg, J. (2002) Mandala: Path of Beauty (3rd ed.). Beleair, FL: Association of Teachers of Mandala Assessment.

Kellogg, J., MacRae, M., Bonny, H., & DiLeo, F. (1977) The Use of the Mandala in Psychological Evaluation and Treatment. American Journal of Art Therapy, 16, 123-134.

Kwiatkowska, H. (1978) Family Therapy and Evaluation through Art. Springfield, IL: Charles C. Thomas.

Riley, S. (1991) Couples Therapy/Art Therapy: Strategic Interventions and Family of Origin Work. Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association, 8 (2), 4-9.

Slegelis, M. (1987) The Study of Jung’s Mandala and Its relation to Art Psychotherapy. The Arts in Psychotherapy, 14 (4), 301-311.

Wadeson, H. (1973) Art Techniques in Conjoint Marital Therapy. American Journal of Art Therapy, 12 (3), 147-163.

 

Сведения об авторе: Филлис Фрейм – сертифицированный арт-терапевт, член американской Ассоциации Учителей Диагностического Инструмента Мандала, в течение многих лет применяет тест ОИИМ и рисуночную мандалу в качестве инструмента диагностики и психотерапии, занимается частной арт-терапевтической практикой, консультируя, в частности, семьи и супружеские пары, а также преподавательской деятельностью.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эксперимент 2. Получение нагрузочной характеристики параметрического стабилизатора. | Фреймовое представление знаний в лингвистике


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.015 сек.