Принято различать индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный спрос, т.е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Поэтому кривая спроса, отражая обратную зависимость между спросом и ценой, не является плавной, а имеет, скорее, ступенчатый вид. Дело в том, что «порог чувствительности» к цене у потребителей разный, поэтому и скачки спроса («ступеньки» на графике) для каждого из них будет разными. Однако, суммируясь, ступенчатые кривые индивидуального спроса сглаживают друг друга и в итоге создают плавную кривую рыночного спроса. В некоторых источниках кривые спроса и предложения и вовсе представляют собой вид прямой.
Обычно это происходит при конкретизации формулы Qd = f (P), когда она принимает линейную зависимость, например, Qd = а – bP. Кроме того, на графиках спроса и предложения функция (объем спроса) откладывается на абсциссе, а цены (аргумент функции) на ординате, что не соответствует общепринятым в математике правилам графического изображения функций. Такое расположение было принято, когда впервые были описаны кривые спроса и предложения, а традиция так и сохранилась до наших дней. Людям с техническим образованием достаточно сложно привыкнуть к вольному обращению экономистов с переменными и осями координат, им кажется, что все графики как будто «положены набок». Напоследок добавим, чтобы придать графическим изображениям математическую точность, их следует строить в так называемых двойных логарифмических шкалах, где каждое новое деление осей координат изображается в 10 раз более сжатом масштабе. Поэтому, не заостряя на этом специального внимания, будем рассматривать графические изображения как приблизительную иллюстрацию, и для простоты будем пользоваться такими графиками и в дальнейшем.
Заметим также, что все приведенные здесь буквенные обозначения соответствуют общепринятым в экономической теории традициям. Продолжая далее мысль, подчеркнем, что следует различать понятия «объем спроса» и «спрос». В отличие от объема спроса, сам спрос представляет собой функцию многих переменных:
D = f (P, P1, P2 …….. , I, T, W).
· спрос – D;
· цены на данный товар и на другие товары – P, P1, P2;
· доходы населения – I;
· вкусы и предпочтения – T;
· ожидания дальнейшего повышения цен – W и т.д.
В связи с этим, на приведенном графике объем спроса представляет собой одну точку на кривой спроса (например, Q1 или Q2), тогда как сам спрос представляет собой все множество точек кривой спроса.
Здравый смысл и практика показывают, что объем предлагаемого к продаже товара (при прочих равных условиях) будет тем больше, чем выше его цена, т.е. между предложением и ценой существует такая же функциональная зависимость (рис. 6.9).
Qs = f (P),
где Qs – объем предложения.
Причины подобного характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка, объем прибыли. Говоря проще, если цены на производимые товары имеют тенденцию к повышению, то производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т.е. рыночное предложение будет расти. Указанная тенденция распространяется как на объемы производства и продаж предприятий, уже действующих на рынке, так и на изменение количества конкурентов, готовых работать на данном рынке. То есть, с ростом цен число производителей растет, с сокращением – падает.