3. Заработная плата основных производственных рабочих
4. Прочие прямые затраты
5. Итого сокращенные затраты
6. Покрытие (валовая прибыль)
7. Рентабельность (стр. 6: стр. 5), %
8. Косвенные затраты
9. Всего затраты
10. Рентабельность [(стр. 1 -стр. 9): стр. 9], %
8,5
Определение цен на базе только переменных прямых издержек позволяет фирме в условиях сильной конкуренции установить более низкий уровень цен на данный товар и за счет этого добиться увеличения продаж и получения приемлемой прибыли. Данный метод позволяет исчислить предел цены, ниже которого она не может опуститься. Нижний предел (порог) цены может различаться в зависимости от конъюнктуры рынка. Различают три вида нижнего предела цены:
1) цена целевая (достаточная) определяется как сумма полных затрат и прибыли на единицу продукции (прибыль может определяться как традиционная в данной отрасли или среднеотраслевая). Может считаться нижней границей при благоприятной конъюнктуре;
2) цена техническая (долгосрочная) соответствует полным затратам на одно изделие. Продажа товара по технической цене обеспечивает покрытие затрат, но не позволяет получать прибыль;
3) цена предельная (краткосрочная) включает только удельные переменные затраты. При дальнейшем снижении цены производство прекращается.
Расчет нижней границы цены необходим для принятия решения о приеме или отклонении добавочных заказов, об остановке или продолжении производства, об участии в конкурсах на получение контрактов. Для фирмы с неполной загрузкой производственных мощностей приемлем заказ по цене, покрывающей переменные и часть постоянных затрат.
Применение калькулирования по сокращенным затратам имеет следующие ограничения:
■ обоснование цен на базе только сокращенных затрат нельзя использовать одновременно на все выпускаемые фирмой товары, поскольку постоянные издержки должны быть возмещены фирмой в общей ее выручке;
■ информация, полученная с помощью данного метода не отвечает на вопрос о возможности замены менее прибыльного товара более прибыльным;
■ необходимо оценить влияние прекращения производства одной продукции на спрос на другие товары.
2.4. Метод дохода на капитал
Производитель устанавливает такую цену, которая позволит получить запланированный доход на капитал. В этом случае цепа может быть определена по формуле: