В процессе товарного обращения лекарственных средств действуют разные по своему назначению и виду цены, которые взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.
Прежде всего, следует выделить цену производителя,которая, безусловно, оказывает влияние на другие виды цен.
Цена производителя равна сумме всех производственных и маркетинговых затрат + ожидаемая прибыль, которая представляет собой количественное превышение цены продажи товара (или услуги) над затратами. Кроме того, в структуру цены включаются налоги, увеличивающие стоимость товаров (НДС, акцизы). По этой цене производитель поставляет товар оптовым поставщикам.
Цена производителя
Производственные и маркетинговые затраты (себестоимость)
Прибыль
НДС
Оптовая цена (цена, устанавливаемая оптовыми поставщиками, к которым относятся оптовые фармацевтические фирмы, аптечные склады) – это цена, по которой оптовые организации реализуют ЛС розничным аптечным организациям для дальнейшей перепродажи.
Цена складывается из закупочной цены у производителя + издержки оптового посредника на хранение, обработку товара и маркетинговые затраты + ожидаемая прибыль.
Оптовая цена
Цена производителя без НДС
Оптовая надбавка
НДС
Расходы оптовой организации
Прибыль
Розничная цена (формируется в аптеке) – это цена, по которой ЛС продаются населению, ЛПУ поштучно или небольшими партиями. Она состоит из оптовой цены + торговой наценки для покрытия расходов, связанных с реализацией, и получения ожидаемой прибыли.
Розничная цена
Оптовая цена без НДС
Розничная надбавка
НДС
Расходы аптеки
Прибыль
Рыночная цена – это цена, по которой продается товар в условиях данного рынка, может иметь дополнительные надбавки или скидки, размер которых во многом определяется ситуацией, складывающейся на рынке, то есть состоянием спроса и предложения.
Различают базисные и контрактные цены.
Базисная цена устанавливается в результате торгов на торговых биржах и служит основой оптовых и контрактных цен.
Договорная цена устанавливается в результате переговоров между покупателем и производителем или продавцом товаров, которые будут поставлены в установленный срок, согласно подписанному договору (контракту). Как правило, договорные цены применяются при закупках больших партий товаров.
Регулируемые цены устанавливаются соответствующими органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). В отношении регулируемых цен перечисленные органы государственной власти устанавливают условия, ограничивающие их уровень (ЖНВЛП и т.д.).
Ежегодно увеличиваются расходы государства на обеспечение стационарных больных и декретированных групп населения.
Это связано:
- с ростом заболеваемости среди населения;
- с внедрением новых технологий;
- увеличением числа врачей;
- увеличением доли людей пожилого возраста;
- повышением требований пациентов к системе здравоохранения.
Поэтому задача нашего правительства в области ценообразования на лекарственные препараты заключается в контроле над государственными расходами на лекарственные препараты, с одной стороны, предоставлении гарантий приобретения необходимых медикаментов по доступным ценам – с другой.
Свободные (рыночные) цены – это цены, устанавливаемые на продукцию и услуги на основе спроса и предложения на данном рынке, в нашем случае на фармацевтическом рынке.
Ценообразование — это тот процесс, в рамках которого, определяется какую прибыль, получит аптека.
*Однако, в большинстве аптек, он осуществляется недостаточно эффективно, в частности потому, что применяемые во многих аптеках способы ценообразования не отвечают ключевому требованию — обеспечение конкурентоспособных цен на позиции приносящие аптеке основной доход.