Тема 2. Факторы и методы ценообразования
Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов его купить.
Рыночная равновесная цена является результатом взаимодействия спроса и предложения. Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием 2-х групп факторов:
1.Внутренних.
2. Внешних.
Внутренние факторы ценообразования зависят от деятельности самого предприятия:
- особые свойства товара;
- способ производства и его тип;
- мобильность производства;
- ориентация на рыночные сегменты;
- жизненный цикл товара;
- длина канала товародвижения;
- организация и уровень сервиса;
- имидж предприятия;
- реклама, продвижение товара и др.
Внешние факторыценообразования задаются макросредой, они не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций условий в стране и за ее пределами:
- наличие и уровень конкуренции;
- совершенство налогового законодательства;
- общий уровень инфляции;
- внешнеэкономическая политика государства;
- политическая стабильность в стане;
- обеспеченность основными ресурсами;
- масштабы государственного регулирования экономики и цен.
Выделяют следующие факторы, исходя из которых может определяться возможная цена товара:
- издержки производства;
- цены конкурентов на аналогичные товары или товары-заменители (субституты);
- качество и потребительские свойства товара;
Минимально возможная цена определяется издержками производства, максимальная – качеством и наличием отличительных достоинств товара.
На основе анализа цен конкурентов формируется средний уровень цен.