Стратегический менеджмент как научное направление общего менеджмента. Исходные положения общего менеджмента, используемые в стратегическом менеджменте. Организация как объект управления, развития и открытая система. Влияние изменений ситуации во внешней и внутренний среде организации на ее функционирование.
Стратегия как объект менеджмента. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы. Стратегия как набор правил для принятия решений. Стратегия как план управления фирмой. Элементы процесса разработки стратегии фирмы: Определение миссии фирмы; конкретизация видения фирмы и постановки целей; формулировка и реализация стратегии, направленной на достижение целей.
Стратегические решения. Критерии стратегических решений. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие. Уровни стратегии фирмы. Иерархия управления и соответствующие уровни стратегии. Корпоративные, конкурсные и функциональные стратегии.
Система стратегий организации: корпоративная стратегия, конкурентные (деловые) стратегии структурных подразделений корпорации уровня бизнес-единиц и функциональные стратегии.
Структура процесса стратегического менеджмента, функции и взаимосвязь его этапов. Определение направления функционирования и развития организации, формирование ее миссии на основе стратегического видения. Требования к содержанию и структуре миссии организации.
Разработка стратегических целей организации и формирование требований к ним. Постановка стратегических задач организации с учетом ее ресурсов (потенциала). Стратегическое планирование – разработка стратегий для решения поставленных задач. Системный подход к формированию стратегических целей, задач и планов организации и ее структурных подразделений.
Реализация стратегий: тактическое и оперативное планирование в организации, использование концепции управления проектами. Контроль выполнения стратегических планов и регулирование процесса стратегического менеджмента с учетом достигнутых результатов и проведения анализа (мониторинга) внешней и внутренней среды организации.
Учет запросов и влияния заинтересованных групп при формировании и реализации стратегии развития организации. Роль менеджеров высшего и среднего звеньев управления в формировании и реализации стратегий организации. Лидерство как фактор эффективности стратегического менеджмента. Эволюция стратегического менеджмента.
Анализ стратегических проблем развития производства и структуры промышленности при переходе от плановой к рыночной экономике.