Процесс проведения внутреннего анализа включает ряд последовательных этапов, базирующихся на методике, предложенной Г. Стивенсоном:
Этап 1. Определяется, какие характеристики организации должны быть оценены. Список может быть весьма значительным, но он ограничивается, во-первых, определенными для стратегического анализа задачами исследования внутреннего организационного окружения и, во-вторых, финансовыми возможностями проведения исследования.
Этап 2. Уясняется, с какими структурными единицами и подразделениями имеем дело. Чаще всего рассматриваются три организационных уровня: отделы (цеха), участки и отдельные служащие.
Этап 3. Уточняется, какие типы измерений могут производиться, т. е. что оценивается: наличие показателя, его действенность и эффективность?
Этап 4. Определяется, какие критерии используются для оценки сильных или слабых сторон, например: исторический опыт компании; прямая конкуренция; конкуренция внутри организации; мнение консультантов; мнение директоров и др.
Этап 5. Уточняется, каким образом организация может получить информацию для того, чтобы сделать такую оценку. Возможно использование широкого спектра источников, основные из которых следующие: контакты с покупателями; личное наблюдение; опыт; системы контроля; совещание; официальные экономические показатели; служащие; высшее руководство; консультанты и др.
Этап 6. Выбираются методы оценки: балльная оценка, экспертная оценка, сравнение с конкурентом и др.
Этап 7. Проводится оценка, выявляются сильные и слабые стороны деятельности фирмы.