В приведенном в п. 1.1 определении есть четыре важных момента, на базе которых можно раскрыть содержание стратегического менеджмента.
Во-первых, стратегический менеджмент – это управленческая деятельность. Всякая управленческая деятельность включает выполнение общих функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля. В стратегическом менеджменте эти функции обеспечивают решение следующих стратегических задач:
1) анализ текущего состояния и предназначения предприятия, а также формирование образа предприятия в будущем;
2) выявление и анализ потенциальных стратегических возможностей развития и конкурентных преимуществ предприятия;
3) анализ и оценка соответствия стратегического потенциала предприятия возможностям и характеристикам внешней среды;
4) разработка направлений по приведению в соответствие внутреннего потенциала и стратегических возможностей предприятия;
5) обеспечение непрерывного процесса совершенствования системы управления предприятием;
6) проектирование и внедрение системы управления, обеспечивающей успешную реализацию стратегии развития предприятия;
7) формирование эффективного бизнес–портфеля предприятия на основе приобретения и/или развития новых перспективных видов бизнеса и/или исключения некоторых устаревших и убыточных видов бизнеса.
Во-вторых, стратегический менеджмент включает принятие и реализацию стратегических решений, что характеризует его как процесс (см. п. 1.4).
В-третьих, стратегический менеджмент призван обеспечить эффективное развитие фирмы во внешней среде, а также жизнеспособность бизнеса в длительной перспективе. При этом следует различать понятия бизнеса и предприятия. Бизнес – это дело, которое делает собственник имущества предприятия. А руководство предприятием осуществляет менеджер, как правило, наемный управляющий. Поэтому учет интересов собственника при принятии стратегических управленческих решений имеет приоритет.
В-четвертых, сферой стратегического менеджмента являются наиболее значимые для фирмы стратегические решения.
Основными направлениями деятельности в области стратегического менеджмента являются:
· проведение стратегического анализа;
· разработка и формирование иерархии целей и задач предприятия;
· определение альтернативных долгосрочных стратегий развития предприятия;
· оценка стратегических альтернатив и выбор стратегии;
· поиск и указание способов практической реализации выбранной стратегии развития, создание системы управления, постоянно обеспечивающей соответствие между непрерывно изменяющейся внешней средой и деятельностью предприятия.
Стратегическое управление осуществляется на четырех уровнях (рис. 1.3.1): корпорации в целом; ее отделений (предприятий – бизнес-единиц); функциональных подсистем (маркетинг, производство, сбыт и т. д.); структурных подразделений (отделов, цехов).