Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм её деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к её целям.
Процедура разработки стратегии, основанной на видении, миссии и цели, заключается в определении самих указанных характеристик организации в будущем; умозрительном переносе разработчика в то состояние организации, которое соответствует этим характеристикам; проецировании указанного состояния на реальную среду с тем, чтобы определить действия, ведущие к идеальному результату.
Чтобы представить ситуацию в целом по организации, известный шведский специалист в области управления и организационного развития Б. Карлоф рекомендует анализировать логику отрасли и саму организацию, а также портфель корпоративных бумаг.
Но не увязнуть в деталях и мелочах, а увидеть главное и целиком всю картину позволяет системное представление об организации:
• идеологическая основа организации (видение, миссия, цели и стратегии);
• эффективность на рынке (потребности рынка и степень удовлетворения их организацией, доля организации на рынке и тенденции ее изменения, способности организации в создании новых направлений деятельности, потребительская оценка потенциала организации);
• внутренняя эффективность использования ресурсов: труда, собственности и капитала;
• стратегическое управление организацией (способности руководства наметить стратегический курс и организовать внедрение необходимых изменений).
Схема формирования стратегии: