Основой разработки стратегической программы явились:
- программа структурной реформы на железнодорожном транспорте;
- транспортная стратегия России;
- федеральная программа «Модернизации транспортной системы России (2002-2010 г.г.)»;
- прогноз социально-экономического развития РФ на 2004 г. и основные параметры прогноза до 2007 г.;
- энергетическая стратегия России до 2020 г.;
- региональные и отраслевые программы развития отдельных регионов и отраслей экономики и т.д.
Выбором глобальной и других стратегий не заканчивается процесс стратегического управления на предприятии. Для этого на предприятиях необходимо создать механизм реализации стратегии. Он предусматривает соответствующее организационное, информационное, кадровое и методическое обеспечение. Сложность механизма зависит от глубины и масштабов предстоящих изменений, которые необходимо произвести на предприятии. Этот механизм должен функционировать не в отрыве от существующей системы управления, а дополнять ее, придавая ей особые черты.
Из известных в теории и практике менеджмента систем управления при всем их многообразии можно выделить три типа управления:
а) управление в условиях относительно спокойной и стабильной внутренней и внешней среды;
б) управление в условиях динамичной внешней среды;
в) управление в условиях кризисной ситуации.
Для первого типа используется механизм управления на основе обратной связи по промежуточным результатам, для второго типа управление по целям (результатам), для третьего типа - на основе выбранной стратегии.
Каждый тип управления характеризуется комплексом определённых свойств.
Так, для первого типа управления характерно использование жестких организационных структур, высокая централизация управленческих функций, наличие правил и стандартов их выполнения, жесткий контроль и авторитарный стиль управления. Для систем второго типа - использование адаптивных структур, децентрализация и демократический стиль управления.
Для систем третьего типа характерным является управление в условиях непредсказуемости внешней среды, отсюда - перераспределение функциональных обязанностей, создание на время кризиса оперативных групп и штабов, использование специальных коммуникационных сетей и другие адекватные меры.
Качество выбранной стратегии и эффективность механизма ее реализации являются слагаемыми успеха во всех трех аспектах.
Наиболее сложной в методическом, организационном и техническом отношениях является реализация стратегий и особенно в условиях реформирования.
Это связано с тем, что значительно усложняется деятельность по управлению из-за появления новых функций (маркетинг, инновационный и стратегический менеджмент), новым уровнем элементов системы (объемы и объективность информации, сроки ее обработки и представления руководству для принятия решений).
Главный вопрос заключается в том, как определить и осуществить те изменения на предприятиях промышленности и транспорта, которые обеспечивали бы достижение выбранной стратегии наиболее рациональным способом.
Основополагающим моментом в таких изменениях является постановка целей и прогнозирование эволюции их развития. На предприятиях промышленности и транспорта должна быть реализована модель, в которой имеется четыре взаимосвязанных составляющих.
На рис. 25 представлена такая модель.
Установление целей, управление ими - весьма трудоемкий, ответственный и конкретный процесс. Цели устанавливаются на основе миссии и отражают желаемое состояние предприятий.
Рисунок 25 – Модель реализации глобальной стратегии на предприятиях