На предприятиях промышленности и транспорта - это развитие подсобно-вспомогательной деятельности. Можно при этом выделить три типа стратегии:
- горизонтальная диверсификация или производство новой продукции (услуг) с использованием новых технологий;
- центрированная диверсификация или производство новой продукции с использованием существующих технологий;
- конгломератная диверсификация, т.е. производство новой продукции (услуг), технологически не связанной с уже производимой.
На железнодорожном транспорте следует использовать все три варианта этой стратегии, имея в виду, что в условиях спада перевозок (основной деятельности) и необходимости приведения численности персонала в соответствие с объемами перевозок, диверсификация позволит сохранить экономический, производственный и кадровый потенциал предприятий.
Стратегия проникновения в определенном смысле - это преодоление барьеров вхождения в отрасль с последующим закреплением в ней.
Стратегия проникновения формируется в зависимости от соотношения имеющегося опыта работы компании на рынке и развития соответствующей технологии.
Схема выбора оптимальной стратегии проникновения приведена на рисунке 18.

Рисунок 18 – Схема выбора оптимальной стратегии проникновения