В литературе по стратегическому планированию, начиная с работ Портера, традиционно рассматриваются конкурентные стратегии. Как отмечал Портер, существует две основные конкурентные стратегии:
- снижения издержек;
- дифференциации.
Одна из них ориентирована на снижение цены, другая на улучшение качества и увеличение потребительской ценности товара. К этим двум базовым стратегиям мы добавим, как самостоятельные, стратегии внедрения нового товара и стратегию развития рынка. Все эти стратегии являются стратегиями роста. К стратегиям роста также относятся стратегия дифференциации и интеграции.
В последние годы активно обсуждаются стратегии кооперации, связанные с явным или неявным созданием стратегических альянсов – стратегия адаптивной кооперации и стратегия создания альянсов. Весь спектр стратегий бизнеса показан на рис. 12.
Рисунок 12 – Стратегия бизнеса