Цель выполнения контрольной работы - показать степень освоения студентом основных положений изучаемого курса, способность к анализу и обобщению основных положений курса.
Объем контрольной работы должен быть не менее 15 машинописных страниц.
Контрольная работа включает три задания.
Номер варианта контрольной работы соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента.
На первой странице работы указывается номер варианта и тема контрольной работы
На последней странице приводится список использованной литературы.
Варианты контрольных заданий
Вариант № 1
1. Анализ различных подходов к стратегическому менеджменту (плановый, эмерджентный, конкурентное позиционирование, стержневые компетенции); их преимущества и недостатки.
2. Внутренний рост как форма стратегического развития организации: определение, преимущества и недостатки
3. Проанализируйте окружение и конкурентную среду Вашей организации по схеме ресурсного подхода.
Вариант № 2
1. Анализ внутренней среды организации: цели и основные составляющие.
2. Слияние и поглощение (стратегии внешнего роста) как форма стратегического развития организации. Синергизм – главная цель слияний и поглощений. Причины неудач слияний и поглощений. Факторы, способствующие успеху слияний и поглощений.
3. Проанализируйте окружение и конкурентную среду вашей организации по схеме ресурсного подхода.
Вариант № 3
1. Анализ ресурсов и компетенций организации. Понятие «ресурсы», «компетенции», «стержневые компетенции». Виды анализа ресурсов (по категориям, по специфичности, по результату).
2. Стратегический альянс (стратегия внешнего роста) как форма стратегического развития организации. Виды стратегических альянсов (простые, сложные, консорциумы). Причины образования стратегических альянсов. Классификация факторов, обеспечивающих успех альянсов.
3. Проанализируйте окружение и конкурентную среду Вашей организации по схеме ресурсного подхода.
Вариант № 4
1. Анализ цепочки ценностей: Цель анализа; два способа увеличения ценности продукта; понятие цепочки ценностей (М.Портер) и основные ее составляющие (основные виды деятельности, вспомогательные виды деятельности). Понятие ценностной системы.
2. Разукрупнение организаций как форма стратегического развития. Причины разукрупнения. Методы разукрупнения: продажа активов второстепенных дочерних компаний, разделение ранее слившихся компаний. Частичная продажа акций компанией, выкуп компании ее руководством.
3. Проанализируйте окружение и конкурентную среду Вашей организации по схеме ресурсного подхода.
Вариант № 5
1. Аудит человеческих ресурсов: понятие аудита человеческих ресурсов; цель аудита и его содержание. Понятие бенчмаркинга человеческих ресурсов.
2. Глобализация рынков и отраслей. Факторы, определяющие природу и степень глобализации (рыночные, затратные, государственные, конкурентные ).
3. Проанализируйте окружение и конкурентную среду Вашей организации по схеме ресурсного подхода.
Вариант № 6
1. Организационная культура как одна из составляющих анализа внутренней среды организации: понятие культуры организации; и факторы, влияющие на ее формирование; роль культуры в развитии организации; метод изучения организационной культуры - культурная сеть (легенды, традиции и ритуалы, символы, организационная структура, системы контроля, структура власти; классификации типов культур Хэнди, Майлза и Сноу.
2. Виды международных стратегий М.Портера и их характеристика. Конфигурация и координация международной стратегии.
3. Проанализируйте окружение и конкурентную среду Вашей организации по схеме ресурсного подхода.
Вариант № 7
1. Анализ внешней среды организации: цель и основные составляющие.
2. Методы вхождения организации на зарубежные рынки: внутренние (прямой экспорт, зарубежное производство или сборка), внешние (международные альянсы и совместные предприятия, международные слияния и поглощения, международный франчайзинг, лицензирование).
3. Проанализируйте окружение и конкурентную среду Вашей организации по схеме ресурсного подхода.
Вариант № 8
1. Анализ макросреды: цель и основные факторы макросреды (социодемографические, технологические, политические, экономические; ограниченность анализа макросреды).
2. Процесс реализации стратегии. Факторы, способствующие успешной реализации стратегии реализации стратегии (ресурсообеспечение, соответствие организационной культуры и структуры, управление внутрифирменными изменениями, изменение размера организации, степень участия организации в международных рынках.
3. Проанализируйте окружение и конкурентную среду Вашей организации по схеме ресурсного подхода.
Вариант № 9
1. Два подхода к достижению конкурентного преимущества: с позиций конкурентного позиционирования (М.Портер) и с позиций стержневых компетенций или ресурсного подхода (Прахалад и Хэмел) .Конкурентные стратегии М.Портера: виды стратегий; их критика; гибридные стратегии.
2. Стратегическая оценка и выбор стратегии. Критерии оценки стратегических вариантов.
3. Проанализируйте окружение и конкурентную среду Вашей организации по схеме ресурсного подхода.
Вариант № 10
1. Направление развития организации - модель «продукт – рынок» И .Ансоффа (проникновение на рынок, освоение рынка, разработка продукта, диверсификация-родственная и неродственная).
2. Формы стратегического развития (внутренний рост, внешний рост, разукрупнение организаций).
3. Проанализируйте окружение и конкурентную среду Вашей организации по схеме ресурсного подхода.
Примечание:
При ответе на 3 (третий) вопрос следует проводить анализ по пяти взаимосвязанным сферам согласно схеме 1:
1. Организация: составляющие цепочки ценностей, компетенции (свойства, навыки, знания, технологии, отношения, которые присущи всем конкурентам на рынке одной отрасли), стержневые компетенции (отличительные особенности), используемые ресурсы;
2. Отрасль (группа организаций, производящих схожие продукты, использующих аналогичные способности и технологии): количество и относительный размер конкурентов в отрасли, сложность или легкость входа в отрасль и выхода из нее, отличительные особенности конкурентов: финансовые результаты деятельности конкурентов, конкуренты, представляющие угрозу для организации и т.д.
3. Товарные рынки (существующие, рынки товаров-заменителей и новые потенциальные рынки): потребности потребителей и их мотивация, неудовлетворенные потребности, рыночные сегменты. Количество конкурентов на рынке и их относительная рыночная доля, количество потребителей и их относительная покупательная способность, каналы распределения и т.д.;
4. Ресурсные рынки: потребность в ресурсах, количество существующих и потенциальных поставщиков ресурсов, их объемы производства и продаж, доступ конкурентов к поставщикам ресурсов, возможность сотрудничества с поставщиками ресурсов и т.д.
5. Родственные по компетенциям отрасли (те отрасли, в которых фирма владеет схожими с другими фирмами компетенциями).