Деревом целей называется древообразная ветвящаяся структура разбиения целей по понижающимся уровням.
Дерево целей строится поэтапно, сверху вниз, путем последовательного перехода от более высокого уровня к более низкому, смежному уровню. Первый уровень — уровень системы. Второй уровень — уровень подсистем, выделенных по одному и тому же признаку, и т.д. В основе дерева целей лежит согласование целей между собой.
Конкретизация целей сверху вниз должна расти: чем выше уровень, тем качественнее формулируется цель.
В любой системе согласно общей теории управления существует иерархия целей и критериев эффективности ее функционирования. Не составляет исключения в этом смысле и образуемая система понятий, т.е. система «Цели — Средства».
Содержательное описание и матричное представление системы «Цели — Средства» должно включать приоритеты отдельных элементов или критериев, в соответствии с которыми в ходе исследования может быть произведено выделение приоритетных элементов, а также достаточно полную информацию об используемых в процессе функционирования ресурсах, затратах и т.д.
Построение инцидентных матриц для всех необходимых паросочетаний предполагает составление достаточно полных перечней, целей, задач, методов и т.д., определенную систематизацию этих перечней с учетом конкретных условий, большую работу по выявлению связей и отношений между рассматриваемыми элементами. Значительное место на данном этапе принадлежит исследованию цели.
От четкости формулирования целей и степени проработки их иерархии во многом зависит успех всего системного исследования. Целесообразно начать работу дерева целей 14. Оперативное и стратегическое управление. Стратегические и оперативные решения в управлении организацией
Стратегическое управление – упр-е, кот опирается на человеческий потенциал как основу орг-и, ориентирует деят-ть на запросы потребителей, осущ-т гибкое регул-е и своевременные изм-я в орг-и, отвечающие вызову со стороны окружения и обеспечивающие конкурентные преимущества, что в итоге позв-т фирме выжить и достичь целей в долгосрочном аспекте.
· Выживание орг-и в долгосрочной перспективе посредством установления баланса с окружением
· Взгляд вовне орг-и, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изм-м во вне
· Ориентация на долгосрочную перспективу
· Основа деят-ти-люди, инфо, рынок
· Главная ценность и источник благополучия – работники
· Своевременность и точность реакции фирмы на новые запросы рынка