Стратегический менеджмент - это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызовы со стороны окружения и обеспечивающие конкурентные преимущества, что в итоге позволяет фирме выжить и достичь целей в долгосрочном аспекте.
Содержание понятия стратегическое управление включает 3 аспекта:
· это сфера деятельности по управлению, подразумевающая реализацию выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации
· это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением
· это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний
Сущность стратегического менеджмента определяется тем, что это есть управление в социально-экономических системах, в котором можно выделить 3 стороны:
· функциональную (управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов, что позволяет понять каков механизм целеполагания и обеспечения целей): здесь объектами рассмотрения будут виды управленческой деятельности, их содержание, функциональное разделение труда, формирование органов управления, а также результаты деятельности компании и их зависимость от факторов внутренней и внешней среды.
· процессную (управление – действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. процесс подготовки к принятию решений, это позволяет понять как строится и действует технология управления): объекты рассмотрения здесь стадии процесса управления, его этапы и их последовательность, организация работ, затраты и т.д.
· элементную (управление – деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов, это позволяет изучить внутреннее строение системы): объекты здесь организация труда работников, стиль управления, техническая оснащенность, информационная система и т.д.