При разработке стратегических планов многие фирмы применяют SWOT – анализ (рис. 6).
Внутри фирмы
Вне
фирмы
Силы (S)
Возможности (O)
Слабости (W) Превращение
Угрозы (T) Превращение
Рис. 6. Схема применения SWOT – анализа
Сущность SWOT – анализа раскрывается укрупненно. Он является одним из первых этапов стратегического планирования. Идея SWOT – анализа заключается в следующем:
а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности;
б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями. SWOT – анализ можно разбить на ряд этапов.
На первом этапе SWOT – анализа глубоко изучаются силы – конкурентные преимуще-ства фирмы в следующих областях:
- конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- цена продукции;
- прогрессивность технологии;
- квалификация кадров;
- стоимость ресурсов, применяемых фирмой;
- возраст основных производственных фондов;
- географическое расположение фирмы;
- инфраструктура;
- система маркетинга;
- сила конкуренции и т.д.
На втором этапе SWOT – анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анали-за конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показате-лей конкурентоспособности: на 0-м уровне – комплексный показатель конкурентоспособно-сти конкретного товара; на 1-м уровне – полученный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на 2-м уровне – конкретные по-казатели и т.д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом. Собира-ются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определя-ются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы.
На третьем этапе SWOT – анализа изучаются факторы макросреды фирмы (политиче-ские, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратеги-ческих и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.
На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (ак-тивы и т.п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.
На пятом этапе SWOT – анализа согласуются силы с возможностями для формирова-ния проекта отдельных разделов стратегии фирмы.