Понятие альтернатив широко используется не только в стратегическом менеджменте, но и в управлении вообще и означает многовариантность. Многовариантны источники всех ресурсов, виды выпускаемой продукции, рынки и методы освоения рынков, цели организа-ции и стратегии их достижения. Суть управления сводится к тому, чтобы принять и реализо-вать решения, а принять решение означает сделать выбор, т.е. выбрать решение из несколь-ких альтернатив.
Сущность принятия решений состоит в том, что управляющий должен выбрать опре-деленный курс действий. Но для этого необходимо сформулировать несколько различных курсов действий, что является не простым делом.
Возможные направления (курсы) действий, как правило, не заданы, их нужно найти, вследствие чего поиск альтернатив следует считать важным компонентом процесса принятия решений.
Так как процесс определения возможных курсов действий включает получение необ-ходимых данных, он также является фактором, определяющим качество окончательного ре-шения.
В процессе определения возможных курсов действий используется широкий набор средств от «мозговой атаки» до исследования операций. Методы управления приобретают все большее значение для определения альтернатив.
Выбор курса действий, или стратегии означает и выбор той или иной альтернативы последствий. Это значит, что должны быть заранее выработаны критерии оценки последст-вий и методы их использования.