Стратегическое планирование – это разработка философии деятельности фирмы на долгосрочный период (срок не имеет первостепенной роли. Главное – определение парамет-ров, важных для организации). Стратегическое планирование опирается на постоянную из-меняемость экономической среды, т. е. это способ адаптации фирмы к окружающей среде.
Стратегическое планирование – одна из функций управления; функция деятельности организации.
В стратегическом планировании рассматривается философия деятельности фирмы (общий принцип деятельности).
Маркетинг определяет цели деятельности фирмы, а стратегическое планирование обеспечивает достижение этих целей.
С 60-х по 80-е годы целью стратегического планирования считалось определение ко-личественных показателей деятельности фирмы (прибыль и т. д.).
С 80-х годов был сделан акцент на определение качественных показателей (доля рын-ка, принадлежащая компании; наличие конкурентного преимущества).
- наличие крупного бизнеса (чем больше компания, тем более она нуждается в ми-нимизации рисков);
- общая тенденция демократизации управления, т.е. переход от жестких (команд-ных) форм управления к формам, основанным на вовлечение разных слоев в управление дея-тельностью фирмы;
- усиление роли информации как фактора деятельности фирм (тенденции развития отрасли, фирмы);
- наличие накопленных знаний, разработок в области экономической теории и в об-ласти теории управления фирмой.
1. На теорию фирмы повлияли:
Неоклассическая теория:
- фирма рассматривается как рациональный субъект (цель – максимизация прибыли при условии того, что предельные издержки равны предельной выручке);
- замкнутость деятельности фирмы;
- деятельность фирмы определяется внешними условиями ее функционирования (минимум конкуренции и формы государственного регулирования).
Модель неоклассической теории не применима на практике, так как имеется большая сложность в расчетах.
Альтернативные теории фирмы (сравнение с неоклассической теорией):
- фирма – открытая система;
- фирма не является неделимым субъектом, ее образуют разнородные субъекты (собственники, наемные работники, управляющие). Общая цель фирмы образуется в резуль-тате взаимодействия разнородных субъектов. Максимизация прибыли не является главной целью разнородных субъектов фирмы;
- на деятельность фирмы влияет не только внешняя, но и внутренняя среда и фирма может пытаться влиять на окружающую среду.
Теория промышленной организации анализирует принципы поведения фирмы в за-висимости от структуры отрасли (по размеру предприятия, формы организации бизне-са и т.д.).