Стратегический менеджмент: Учебно-методическое пособие. – М.: Международная академия предпринимательства, 2005.
Разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям экономического и управленче-ского профилей и предназначено для студентов и преподавателей
Рекомендовано редакционно-издательской комиссией ученого совета Международной ака-демии предпринимательства в качестве обязательного пособия для студентов всех форм обу-
чения
Главный редактор Системы поддержки учебного процесса ректор Международной академии предпринимательства
В.Е.Усанов
Научный редактор Системы поддержки учебного процесса проректор Международной академии предпринимательства по связям и научной работе
Сущность и функции стратегического планирования ..................................................................................................................... 5
Роль стратегического планирования в деятельности фирмы ..................................................................................................... 7
Фирма как объект стратегического планирования ............................................................................................................... 7
2. ЦЕЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ ФИРМЫ ....................................................................................................................................................... 14
Теоретические модели целевой функции .................................................................................................................................. 14
Система стратегических целей организации ............................................................................................................................ 15
Требования к определению целей в рамках стратегического планирования ........................................................................ 15
АНАЛИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ .............................................................................................................................................. 18
Внутренняя среда организации ................................................................................................................................................. 18
ВЫБОР СТРАТЕГИИ ФИРМЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ ....................................................................................... 21
Выбор стратегии ......................................................................................................................................................................... 23
Действия фирмы в условиях неопределенности (стратегическиЕ рискИ) ................................................................................... 30
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ....................................................................................... 33
Основные типы стратегических изменений .............................................................................................................................. 33
Пять основных типов организационных структур .................................................................................................................. 33
Организационная культура ....................................................................................................................................................... 34
Основные проблемы, связанные с проведением стратегических изменений ........................................................................ 35
Сфера изменения структуры организации ............................................................................................................................... 35
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ .......................................................................................................................... 37
Проблема определения конкурентного преимущества ........................................................................................................... 37
Основные стадии жизненного цикла конкурентного преимущества ..................................................................................... 37
Способы исследования конкурентных преимуществ (М. Портер) ........................................................................................ 38
Концепция стратегических групп .............................................................................................................................................. 39
КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ............................................... 41
Пути повышения конкурентоспособности товаров ............................................................................................................... 54
Стратегии создания конкурентоспособных новых товаров ................................................................................................. 57
Различия в восприятии ......................................................................................................................................................................... 57
Стратегический маркетинг как звено стратегического планирования ........................................................................................................................ 60
Информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом при стратегическом планировании ... 60
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА .......................................................................................................................................................... 73
Система контроля планирования ................................................................................................................................................ 77
Процесс анализа ........................................................................................................................................................................ 80
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНОВ .......................................................................................................................................................... 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................................................................................... 88
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический менеджмент, или стратегическое управление (в последние годы чаще используется понятие «менеджмент») находится в системе наук об управлении. Когда гово-рят о менеджменте, имеется в виду только определенная сфера управления – управление ор-ганизацией (или ее частями – отдельными процессами, либо участками).
Объекты, с которыми имеет дело стратегический менеджмент, - это организации, т.е. прежде всего предприятия, независимо от их отраслевой принадлежности и характера бизне-са, которым они занимаются.
Стратегическое управление – это не просто масштабные долгосрочные цели и стрем-ление их достичь. Это область специальных научных знаний, методов анализа и принятия решений, приемов работы с персоналом организации и воздействия на окружающую среду, т.е. не конъюнктуру рынка, партнеров и конкурентов. Использование технического инстру-мента стратегического менеджмента требует найма высококвалифицированных специали-стов, затрат на оборудование и оплату рабочего времени. Естественно, в полной мере это может позволить себе только предприятие, получающее хорошую прибыль и уверенно смот-рящее в будущее.
Стратегическое планирование достаточно широко используется в практике управле-ния крупных организаций, хотя оно внедрялось медленно и с большим трудом в течение долгих лет.
Стратегическое управление (или стратегический менеджмент) родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. Оно вызывает все больший интерес у фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении прин-ципиально новых стратегий.
Стратегический менеджмент связан с постановкой целей организации и с поддержа-нием определенных взаимоотношений с окружающей средой, которые позволяют организа-ции добиваться поставленных задач, и соответствуют ее внутренним возможностям. Потен-циал, который обеспечивает достижение целей организации в будущем, является одним из конечных продуктов стратегического менеджмента. Другим конечным продуктом стратеги-ческого менеджмента является внутренняя структура и организационные изменения, обеспе-чивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. В предпринима-тельской организации это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать внешние воздействия, а также руководить ответными стратегически-ми действиями, предполагающими наличие материальных возможностей для разработки, ис-пытаний и внедрения новых товаров, технологий и услуг. Потенциал организации и страте-гические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.
Архитектоника – это технология, оборудование, мощности, возможности организа-ции; структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать ре-шения; организационные задачи отдельных групп и лиц; внутренние системы и процедуры; организационная культура, нормы и ценности, лежащие в основе организационного поведе-ния.
Качество персонала определяется отношением к изменениям, профессиональной ква-лификацией и мастерством в проектировании, анализе рынка; умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности; мотивацией участия в стратегической деятель-ности.
Таким образом, деятельность по стратегическому менеджменту направлена на обеспе-чение стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность предпри-ятия в изменяющихся условиях.
Цель настоящего учебно-практического пособия состоит в том, чтобы научить студен-тов основным понятиям стратегического менеджмента, которые они могут вполне применять на практике в различных сферах деятельности. Структура пособия построена таким образом, что вначале излагается сущность и функции стратегического планирования, целевые функ-ции фирмы, а в дальнейшем излагается материал выбора стратегии фирмы и материал, изла-гающий другие основные понятия стратегического менеджмента.