Допущено советом Учебно-методического объединения ВУЗов России по образования в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Менеджмент организации»
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
2006 г.
ББК 65.290-2 Печатается по решению
С84 РИС НовГУ
Рецензенты:
– директор Северного филиала РГУИТП, кандидат технических наук, профессор В.В.Сокол.
– директор НФ ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
Кандидат физико-математических наук, профессор В.П.Нестеров
Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Сост. С.В.Васильев; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 240 с.
Курс признан в качестве основного для подготовки бакалавров и магистров по дисциплине «Стратегический менеджмент» экспертами университета г. Падерборн (Германия) в рамках совместного Темпус-проекта «Введение двухуровневой системы образования бакалавр-магистр в Новгородском университетет» CD_JEP-24192-2003
В учебно-методическом пособии изложены основные сведения по курсу «Стратегический менеджмент» для студентов, обучающихся по специальностям 060500, 060400, 060800, 061100, 061400, 311000.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения.
Тема 1. Введение в стратегию............................................................................................................................... 8
1.1. Что такое стратегия?................................................................................................................................................... 8
1.1.1. Характеристики стратегических решений...................................................................................................... 8
1.2.4. Процессы разработки стратегии..................................................................................................................... 14
1.3. Стратегия как предмет изучения......................................................................................................................... 15
1.4. Стратегический менеджмент в различных контекстах........................................................................... 16
Вопросы и задания............................................................................................................................................................. 22
2.1. Стратегия как результат разработки.................................................................................................................. 23
2.2 Стратегия как практический опыт....................................................................................................................... 25
Опыт и пристрастия....................................................................................................................................................... 26
Коллективный опыт: организационная культура и разработка стратегии................................................... 26
2.3 Стратегия как идеи...................................................................................................................................................... 28
Важность выбора и разнообразия............................................................................................................................... 29
Как генерируются идеи.................................................................................................................................................... 29
Как появляются инновационные стратегии.............................................................................................................. 29
Следствия для менеджмента......................................................................................................................................... 30
2.4. Обобщение подходов к стратегии....................................................................................................................... 30
Вопросы и задания............................................................................................................................................................. 32
3.2.1. Аналитическая структура PESTEL................................................................................................................... 34
3.3.2. Восемь шагов методики........................................................................................................................................ 37
3.3.3. Стратегичность и эффективность сценарного планирования................................................................ 40
3.4 Отрасли и секторы........................................................................................................................................................ 40
3.4.1. Пять сил конкуренции............................................................................................................................................ 40
3.5. Конкуренты и рынки.................................................................................................................................................. 44
3.6. Возможности и угрозы............................................................................................................................................. 47
Вопросы и задания............................................................................................................................................................. 49
Тема 4. Стратегический анализ: внутренние факторы (Стратегические способности). 51
4.2. Основы стратегических способностей............................................................................................................. 51
4.2.1. Ресурсы и компетенции........................................................................................................................................ 52
4.2.2. Теория ресурсной базы......................................................................................................................................... 52
4.8. Управление стратегическими способностями............................................................................................. 66
4.8.1. Ограничения в управлении стратегическими способностями................................................................... 66
4.8.2. Расширение и добавление способностей......................................................................................................... 67
4.8.3. Управление персоналом для развития способностей.................................................................................. 67
4.9.1. Что такое осевая компетенция?....................................................................................................................... 67
4.9.3. Что такое изменение ценности со временем.................................................................................................. 69
4.9.4. Обеспечение ценности на новых рынках и новых аренах............................................................................. 69
Вопросы и задания............................................................................................................................................................. 69
Тема 5 Стратегический выбор. Стратегия на уровне корпорации.................................... 71
5.2.3. Диверсификация и рабочие характеристики................................................................................................. 75
5.3.Международная диверсификация и международная стратегия.......................................................... 75
5.3.1.Причины международной диверсификации..................................................................................................... 75
5.3.2.Выбор рынка и вход на рынок............................................................................................................................... 75
5.3.3.Международная сеть ценности.......................................................................................................................... 76
5.5.5. Модель ADL-LC........................................................................................................................................................ 95
5.5.6. Роли в международном портфеле................................................................................................................... 103
5.5.7. Тренды в управлении портфелем..................................................................................................................... 104
5.6. Корпоративный уровень конкуренции............................................................................................................ 104
5.7. Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергия..................................................................... 104
5.7.1. Стратегия системы бизнесов.......................................................................................................................... 104
Вопросы и задания.......................................................................................................................................................... 106
Тема 6. Стратегический выбор. Стратегия на уровне бизнеса............................................ 107
6.3.5. Стратегии поражения (пути 6, 7 и 8)........................................................................................................... 111
6.5. Конкурентная стратегия в гиперконкурентных условиях.................................................................... 119
6.5.1. Изменение позиции............................................................................................................................................... 119
6.5.2. Выход за традиционные основы конкурентных преимуществ............................................................... 119
6.5.3. Преодоление рыночных действий конкурента............................................................................................. 120
6.5.5. Расширение основ конкуренции........................................................................................................................ 120
6.6. Конкуренция и сотрудничество......................................................................................................................... 122
6.7. Теория игр..................................................................................................................................................................... 122
6.7.4. Изменение правил игры....................................................................................................................................... 125
Вопросы и задания.......................................................................................................................................................... 126
Тема 7 Направления и методы стратегического развития................................................... 127
7.2. Направления стратегического развития....................................................................................................... 127
7.2.1. Защита и построение текущей позиции....................................................................................................... 128
7.2.2. Развитие продукта.............................................................................................................................................. 129
7.2.3. Развитие рынка..................................................................................................................................................... 129
7.3. Методы стратегического развития.................................................................................................................. 130
7.3.2. Поглощения и приобретения............................................................................................................................. 130
7.3.3. Совместное развитие и стратегические альянсы...................................................................................... 131
Вопросы и задания.......................................................................................................................................................... 138
8.2.7. Выбор структур................................................................................................................................................... 145
8.3.2. Системы планирования и контроля................................................................................................................ 146
8.3.3. Самоконтроль и персональная мотивация................................................................................................... 147
8.3.5. Цели по рабочим характеристикам............................................................................................................... 149
8.3.6. Сбалансированная система показателей..................................................................................................... 150
8.4. Отношения и границы............................................................................................................................................. 151
8.5.2. Конфигурации и глобализация.......................................................................................................................... 157
Вопросы и задания.......................................................................................................................................................... 159
9.2. Управление персоналом........................................................................................................................................ 162
9.2.1. Персонал как ресурс............................................................................................................................................. 162
9.2.2. Персонал, как культурный и политический контекст............................................................................... 163
9.2.4. Организация персонала....................................................................................................................................... 163
9.2.4. Требования к менеджерам................................................................................................................................. 164
9.3. Управление информацией.................................................................................................................................... 165
9.3.1. Информация и стратегические возможности............................................................................................ 165
9.3.2. Информация и меняющиеся модели бизнеса................................................................................................. 167
9.3.3. Информация и структурирование................................................................................................................... 168
9.3.4. Выводы для менеджеров.................................................................................................................................... 168
9.4. Управление финансами......................................................................................................................................... 169
9.4.1. Управление ценностью........................................................................................................................................ 169
9.5. Управление технологией...................................................................................................................................... 171
9.5.1. Технология и конкурентная ситуация............................................................................................................. 172
9.5.3. Технологические и стратегические возможности..................................................................................... 174
9.5.4. Организация разработки технологии............................................................................................................ 175
Вопросы и задания.......................................................................................................................................................... 176
Тема 10. Управление стратегическими изменениями.............................................................. 177
10.2.3. Использование «Паутины культуры» для диагностики организационного контекста................ 179
10.2.4. Анализ силового поля......................................................................................................................................... 181
10.3.3. Основные этапы цикла реализации.............................................................................................................. 184
10.4. Менеджмент изменений: стили и роли........................................................................................................ 186
10.4.1. Стили управления изменениями..................................................................................................................... 186
10.4.2. Роли в управлении изменениями..................................................................................................................... 188
10.5. Рычаги управления стратегическими изменениями............................................................................. 189
10.5.1. Переворот: управление быстрой стратегической перестройкой..................................................... 189
10.5.2. Опасности привычных подходов................................................................................................................... 190
10.5.5. Власть и политические процессы................................................................................................................. 192
10.5.6. Коммуникация и мониторинг изменений...................................................................................................... 193
10.6. Потенциальные ловушки программ изменений...................................................................................... 195
Вопросы и задания.......................................................................................................................................................... 195
Тема 11. Этика бизнеса и социальная ответственность........................................................ 197
11.3. Роль работников и менеджеров........................................................................................................................ 199
Вопросы и задания.......................................................................................................................................................... 200
Пример 1. Starbucks, the benevolent capitalist?....................................................................................................... 201
Пример 2. Ethical dilemmas........................................................................................................................................... 202
Основная литература...................................................................................................................................................... 205