Анализ конкурентной среды обычно используется для анализа внешней ситуации (макроокружения) компании:
1. Основные экономические характеристики отрасли: размеры и темпы роста рынка, масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная), основные участники и их относительные размеры, условия входа/выхода в отрасль (входные барьеры: невозможность экономии на масштабе, невыгодное положение по издержкам или рес-сам, отсутствие эффекта обучаемости, недоступность каналов сбыта, д-вия контролирующих органов, приверженность потребителей торговым маркам, тарифы, международ. торговые ограничения), степень вертикальной интеграции, темп технологических изменений, размер экономии на масштабе, степень стандартизации, уровень прибыльности.
2. Форма и интенсивность конкуренции. Портер предложил использовать для конкурентного анализа модель пяти сил. Он аргументировал эту модель тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании.
Ключевые факторы успеха (КФУ) - главные определители финансового и конкурентного успеха в данной отрасли. Их идентификация - один из главных приоритетов разработки стратегии. Они могут служить краеугольными камнями построения стратегии, однако они могут меняться от отрасли к отрасли. Обычно для отрасли характерны три-четыре таких фактора, а из них один-два наиболее важны, задача анализа - в их выделении.
1. В технологиях:
- компетентность в научных исследованиях (особенно в наукоемких отраслях);
- способность к инновациям в производственных процессах;
- способность к инновациям в продукции;
- роль экспертов в данной технологии.
2. В производстве:
- эффективность низко затратного производства (экономия на масштабе производства, эффект накопления опыта);