1. Этапы развития систем управления: бюджетное планирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический менеджмент
Параметры
Бюджетирование:
с 1900 г. XX в.
Долгосрочное планирование:
с 1950 гг. XX в.
Стратегическое планирование:
с 1970 гг. XX в.
Стратегический менеджмент:
с 1980 гг.– по н.в.
Допущения
Прошлое повторяется (будущее как продолжение прошлого)
Тенденции сохраняются – применение экстраполяции
Новые явления/тенденции предсказуемы
Частичная предсказуемость по слабым сигналам
Тип изменений
Медленнее реак. фирмы
Сравним с реакцией фирмы
Быстрее реакции фирмы
Процесс
Циклический
Реальное время
Акцент в управлении
Стабильность/ реактивность
Предвидение
Исследование (рынка, конкурентов)
Творчество, поиск лидеров
Основа управления
Контроль отклонений, комплексное управление
Предвидение роста, возможностей
Исследование стратегических возможностей
Учет развития внешней среды
Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии стратегического менеджмента: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент.
Бюджетирование. Высшие руководители корпораций регулярно составляли планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели. Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность. Долгосрочное планирование. В 1950-х – начале 1960-х годов характерными условиями работы компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков и относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства. Основу метода составляют прогнозы работы фирмы на несколько лет вперед. Этот подход, более известный у нас как метод «планирования от достигнутого». Стратегическое планирование. В конце 1960-х годов по мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали расходиться с реальными цифрами. В ее основе лежит анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Стратегический менеджмент. К 1980-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней среды. В отличие от стратегического планирования стратегический менеджмент является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесса реализации стратегии, а также оценку и контроль. Стратегическое управление означает, что процесс управления должен быть упреждающим. Два направления развития стратегического менеджмента. Первое «регулярное стратегическое управление» – состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. Суть – управление стратегическими возможностями организации. Второе - «стратегическим управлением в реальном масштабе времени» и связывают с решением неожиданно возникающих стратегических задач.